На трековых днях "козлить" запрещается

Властелин “кольца”

Аватар motomaniac

У программистов термин «HowTo» означает «как сделать», или, иначе говоря, руководство по выполнению или применению чего-либо. Данное руководство  пригодится тем, кто мечтает попробовать себя в роли рейсера, или уже стал им и хочет расширить круг своих знаний. В первую очередь речь пойдет о треках Великобритании, однако, он будет полезен и тем, кто предпочтет европейские трассы или «кольца» на других континентах.

Выбор трассы и даты.

При выборе группы важно не ошибиться
При регистрации трезво оцените свои способности и запишитесь в соответствующую группу

Первый этап в подготовке трекового мероприятия – выбор трассы и даты. Здесь нужно определиться – какую цель вы ставите перед собой. Если это экстремальный туризм, а деньги – не проблема, то такие громкие имена, как Brands Hatch, Silverstone, Rockingham, Oulton Park и Donington позволят навсегда прославиться в байкерском кругу. Однако за высочайший уровень этих трасс придется платить – и немало. Если же ваша цель – максимум времени на треке при минимуме затрат, то имеет смысл обратить внимание на Mallory Park, Darley Moor, Croft и Snetterton. Здесь условия проще, например, может не быть электричества в паддоках, или даже самих паддоков, а до ближайшей харчевни придется ехать минут пятнадцать. Однако качество покрытия обычно не уступает именитым кольцам, а цена заметно ниже.

Трековые дни: Oulton park
Трасса Oulton Park

Большое значение имеет выбор даты, особенно если надо подгадать под отпуск или выходные. В этом случае поможет интернет. Посетите сайты основных трековых операторов и выберите подходящий день, благо программа обычно публикуется на год вперед. На этих же сайтах можно найти информацию о ценах, конфигурации трека на заданную дату (такие треки, как Donington Park, Silverstone, Oulton Park и некоторые другие имеют несколько разных конфигураций «колец») и об ограничении шума. В шумные дни ограничение обычно составляет 105Дб (обычное значение для гоночного глушителя), а в тихие – 98 (глушитель дорожный). Эта информация пригодится при заказе мотоцикла.

 

Заказ мероприятия.

Определившись с датой и местом, пора заказывать мероприятие. Свяжитесь с трековым оператором (это дешевле и удобней делать по электронной почте) и оговорите следующий список вопросов:
–         есть ли свободные места в нужный день и в нужной группе (групп обычно три: новички, бывалые и асы);
–         может ли фирма предоставить мотоцикл напрокат (везти свой из России экономически невыгодно, а в случае серьезного падения на треке все мероприятие и вовсе может превратиться в кошмар)
–         будут ли приняты российские или международные «права» – многие треки очень щепетильно относятся к формальностям. Само собой разумеется, наличие категории «А» в водительском удостоверении обязательно.
–         требования к защитной одежде. Можно ли использовать раздельный комбез, или допускается только цельный. В любом случае комбинезон должен быть только кожаный.
–         что произойдет с вашим заказом, если погода в нужный день выдастся отвратительная. Многие фирмы позволяют приобрести за отдельную плату так называемую погодную страховку, позволяющую перенести мероприятие на другой день или получить возмещение. При ее отсутствии деньги не возвращаются. Имейте в виду – дождь плохой погодой не считается.
–         есть ли питание на треке (если нет, придется запасаться бутербродами)
Если все ответы вас удовлетворили, пора доставать пластиковую карту и оплачивать заказ. Подтверждение бронирования и пакет документации по треку обычно приходят по электронной почте через несколько часов.

Следующий шаг – планирование дороги, бронирование гостиницы, а также оформление прочих формальностей (въездная виза, медицинская страховка от несчастного случая, международное водительское удостоверение) Эти вопросы оговаривать нет смысла – многие из них легко решаются самостоятельно, а с другими поможет любая турфирма. Не помешает также посетить веб-сайт трека, очень часто на нем можно найти полезную туристическую информацию.

 

Прокат мотоцикла.

Трековые дни: взгляд - на цель
Смотрите не перед собой, а на цель

Если трековый оператор этой услуги не предоставляет, придется попотеть и все организовать самостоятельно. Существует множество компаний, специализирующихся на прокате мотоциклов специально для тех, кто не желает рисковать своим собственным любимцем. Связаться с ними также поможет всемирная паутина. В переписке следует точно указать дату и трек, на который требуется

 

Езда "с коленкой"
Когда слайдер впервые коснется асфальта, вы получите неописуемое удовольствие

предоставить мотоцикл. Выбирая модель мотоцикла, трезво оцените свои способности, и после этого уменьшите кубатуру на один класс, т.е. если на дороге вы привыкли управлять литром, ограничьтесь 750-кой, а если у вас спортивная 600-ка, то на ней и остановитесь. Это избавит вас от многих неприятностей на треке, тем более что большинство прокатных аппаратов были подвергнуты тюнингу (мощность подготовленной шестисотки может достигать 130 л.с., а «литры» могут выдавать более 170). Стоимость проката обычно включает две части: собственно услугу проката и сумму ответственности. С первой все понятно, а вторая часть – это максимальная сумма, которая будет с вас списана в случае повреждения мотоцикла. Даже если аппарат будет полностью уничтожен, вы заплатите только эту сумму. Также не забудьте уточнить с фирмой проката, входит ли в стоимость бензин, а также наличие дополнительных услуг (например, нагреватели резины, бензогенератор, услуги механика, запасной мотоцикл). Оплата – как и в предыдущем случае – пластиком.

 

На треке.

Пит-лейн трассы Silverstone
Пит-лейн пуст, но через полчаса здесь будет трудно протолкнуться

Будем надеяться, что все формальности выполнены, все основные услуги заказаны, и вы добрались до трека без неприятных приключений. Первое, что необходимо сделать, это зарегистрироваться. При регистрации сообщите, желаете ли вы воспользоваться услугами фотографа или установить на свой мотоцикл видеокамеру, а также подтвердите, в какую группу вы хотите попасть. Правильный выбор группы очень важен. Если ваш уровень будет значительно выше среднего уровня в группе, то вам будут мешать и лезть под колеса. Если же вы, не имея никакого трекового опыта, запишетесь в «быструю» группу, то, скорее всего, будете страшно напуганы скоростью других пилотов, навсегда потеряете веру в себя и интерес к мотоспорту (некоторые рейсеры «быстрой» группы могут отставать от абсолютного рекорда трассы всего на 3-4 секунды). Именно поэтому «промежуточная» группа часто бывает переполнена, имейте это в виду.

Трековые дни: под желтыми флагами обгонять нельзя
До команды инструктора и под желтыми флагами обгонять запрещено

После регистрации пилоты в обязательном порядке проходят брифинг. Длится он примерно 15 минут, в течение которых пилотам разъясняют распорядок дня, что можно, что нельзя, напоминают значения флагов и сигналов, а также отвечают на вопросы. На флагах и светофорах остановлюсь подробнее. Для успешного пребывания на треке не обязательно знать все официальные флаги, но самые важные лучше выучить наизусть. Красный флаг и такой же сигнал светофора – гонка остановлена, обгоны запрещены. Необходимо на безопасной скорости вернуться в паддоки. Желтый флаг или сигнал светофора – опасность на треке, обгонять нельзя. Мигающий желтый – опасность на текущем участке трассы. Флаг с чередующимися желтыми и красными полосами означает ухудшение сцепных свойств асфальта (чаще всего из-за попавшего на трек масла, воды или песка). Черный флаг (вывешивается с номером мотоцикла или с указанием на него) предписывает конкретному пилоту завершить круг и вернуться в паддоки. Зеленый флаг или светофор – трек свободен, ограничений и опасности нет. Самый приятный флаг – клетчатый – конец сессии. Завершите круг и съезжайте на пит-лэйн.

Пит-лейн трассы Oulton Park
Движение по кишащему пит-лейну требует особого внимания

По окончании брифинга лучше сильно не задерживаться, а прямиком идти в паддок – переодеваться и принимать мотоцикл. Представитель фирмы по прокату мотоциклов попросит вас расписаться в форме, подтверждающей согласие со всеми условиями контракта, а также удостоверяющей то, что вы довольны техническим состоянием мотоцикла. Разумеется, подписывать форму следует только после осмотра байка – вам на нем ездить, и вам в случае падения за него отвечать.

 

Первый заезд.

Трековые дни: отработка стартов
Если есть возможность, отработайте старты

И вот наступает торжественный момент – первый заезд. Он короче обычных и предназначен для изучения трассы, проверки и привыкания к мотоциклу. Обгоны во время первого заезда чаще всего не разрешаются. Поэтому не старайтесь сразу выжать все из себя и мотоцикла, а лучше внимательно изучите трассу, выберите точки начала торможения и входа в повороты, продумайте, на какой передаче проходить каждый из виражей –

Трековые дни: грейте резину
Сильный наклон допустим только на прогретой резине

одним словом, составьте себе хотя бы приблизительный план полета. Если мотоцикл пришел без нагревателей резины – не забывайте греть ее сами. Делать это лучше энергичными ускорениями и торможениями на прямых, а пока резина холодная, повороты проходить с минимальным наклоном. Многие гонщики на прогревочном круге виляют из стороны в сторону. Не поддавайтесь на провокацию, этот прием используется для удаления верхнего (скользкого) слоя абсолютно новой покрышки или для очистки ее от пыли и дорожного мусора, а резину греет гораздо хуже, нежели энергичные ускорения-торможения. Даже если резину перед заездом грели нагревателями, не забывайте, что тепло держится в покрышках считанные минуты. Так что пятиминутная задержка на старте в прохладную погоду почти наверняка сведет на нет работу «электрогрелок».

Трековые дни: составьте план "полета"
Планируйте зоны торможения и точки входа в виражи

В перерывах между заездами не тратьте время даром, проведите ревизию своего плана полета, подумайте о настройках подвески, обойдите трек пешком и посмотрите, как проходят повороты пилоты других групп. Свободное время можно также использовать для разговора с инструктором, который может дать полезный совет или поработать с вами на треке, продемонстрировав на личном примере, что и как надо делать. Если есть нарекания по поводу настройки подвески, воспользуйтесь специальным сервисом. Квалифицированный механик (нередко сертифицированный фирмой OHLINS) перенастроит вилку и задний моноамортизатор в соответствии с вашими пожеланиями и объяснит причину тех или иных проблем – главное уметь точно их описать.

 

Этикет.

На трековых днях "козлить" запрещается
За вилли, отжиг и стоппи могут удалить с трассы

Прежде всего, надо четко уяснить, что любой выпендреж абсолютно недопустим. Если вы надумаете показательно закозлить, отжечь резину или исполнить «стоппи» – имейте в виду – это будет вашим последним действием на треке. За такие вещи удаляют немедленно. Плохим тоном считаются очень тесные обгоны, особенно если рядом неопытные пилоты (они обычно едут в желтых или оранжевых жилетках). Если вы собрались

Избегайте "тесные" обгоны
На трассе постарайтесь быть предельно вежливыми

обгонять, ответственность за выполнение обгона всецело лежит на вас. Пилот, которого обгоняют, следить за ситуацией сзади  и уступать дорогу не обязан, даже если он гораздо медленнее вас. Если возникли технические проблемы с мотоциклом, и вы не можете продолжать заезд, поднимите левую руку, начните плавно снижать скорость и постарайтесь остановиться в наиболее безопасном месте. После остановки откатите мотоцикл как можно дальше от трассы и ждите помощи. В любых других случаях намеренное замедление и тем более остановка абсолютно недопустимы. При съезде на пит-лейн и в паддоки также необходимо подавать знак рукой. На пит-лэйне действует ограничение скорости и запрет на обгоны. И последнее: как на треке, так и на пит-лэйне движение разрешено только в одном направлении. Если проскочили свой бокс, придется либо проехать следующий насквозь и вернуться через «улицу», либо толкать мотоцикл вручную.

Падения на трековых днях - не редкость
После падения не спешите бежать сломя голову – осмотритесь

Теперь о самом неприятном: о падениях. Если злые силы активны и положение звезд не в вашу пользу, то первое, что надо сделать после падения, это поскорее отделиться от мотоцикла, расслабиться и дождаться полной остановки. Если остановились на асфальте, не бросайтесь сразу бежать к обочине – осмотритесь. Не забывайте, остальным пилотам будет проще объехать неподвижного человека, чем бегущего. По возможности уберите мотоцикл с дороги, но делайте это только в том случае, когда абсолютно уверены, что никому не помешаете. Если не уверены – дождитесь маршалов. Если же кто-то упал по вашей вине, или неудача постигла вашего друга – не останавливайтесь для оказания помощи – продолжайте движение. Вернувшись в паддоки, внимательно осмотрите мотоцикл. Если повреждения серьезные, ваш гоночный день, скорее всего, закончен, хотя некоторые фирмы по прокату могут обеспечить ремонт или предоставить запасную машину.

 

В перерыве.

Отбойники трассы Mallory Park
Высокие отбойники трассы Mallory Park представляют серьезную опасность

В обеденный перерыв плотно подкрепитесь, но не объедайтесь. И обязательно отдохните, по возможности полежите. Трековые дни очень сильно выматывают, особенно в первый раз. И вообще, прислушивайтесь к своему организму. Если сильно устали, лучше пропустить одну сессию. Все-таки на карте ваша жизнь. Ну а если чувствуете себя бодро, не поленитесь обойти трассу пешком. Обед – лучшее время для этого. Во время обхода имейте при себе схему трассы и карандаш, и фиксируйте все ориентиры, точки торможения, начала поворотов и прочую полезную информацию. Так она легче запоминается, и будет очень полезной, если когда-нибудь захотите вернуться на этот трек. Если есть фотоаппарат – фотографируйте.

 

Полезные советы.

Трасса Mallory Park, вираж Gerards
В затяжных поворотах есть время почувствовать мотоцикл и резину

Во время езды по треку не старайтесь соревноваться с другими пилотами, а сосредоточьтесь на самой езде. Гораздо важнее почувствовать, как правильно проходить тот или иной поворот, найти оптимальную линию, точку входа или предельную скорость, при которой заднее колесо начинает соскальзывать, а не обогнать соседа. Отработайте жесткие ускорения и торможения, когда одно из колес поднимается в воздух. Если не умеете проходить поворот «с коленкой», поработайте над этим. Когда ваш слайдер первый раз коснется асфальта, получите неописуемое удовольствие! Не забывайте про инструктора, используйте его на 100%. Одним словом, постарайтесь извлечь из езды максимум пользы и кайфа.

Для езды в полном наклоне нужны знания и опыт
Движение с максимальным наклоном требует плавности и точности

В конце дня сдайте мотоцикл представителю фирмы и удостоверьтесь, что у него нет к вам претензий. Не забудьте забрать фотографии – это самое верное подтверждение вашего подвига. Снимите потный и душный комбинезон, расслабьтесь, потяните холодного пивка и взгляните на мир другими глазами. Ведь вы только что побывали там, где 98% населения планеты не были и не побывают никогда. Потому что дорога в этот мир очень узка – проехать можно только на двух колесах.

Антон Барсуков
Фото автора

Добавить комментарий