Mallory Park: напряжение перед стартом

BSB – Bезумная Sтрасть Bританцев: Мэллори

Аватар motomaniac

Раннее субботнее утро в Дербишире. Тихий провинциальный городок Мэтлок мирно сопит в две ноздри, досматривая последний сладкий английский сон. Безмятежно спит вся Англия. Но в темных спальнях, то там, то здесь, бесшумно встают из теплых постелей темные личности. Как лунатики, поднятые холодным светом полной луны, они на ощупь прокрадываются в ванную, умываются, и, даже не позавтракав, тихо идут в гараж. В багажник уложены раскладные стулья, палатки и спальные мешки. Из холодильника принесен стратегический запас ледяного пива. Бинокль, еда, билеты, фотоаппарат и портативный телевизор – все на месте. Под покровом темноты из самых разных уголков Туманного Альбиона на утренние улочки выползает множество автомобилей и мотоциклов. Их водители устремляются в одну и ту же точку на карте Англии. Эти люди неизлечимо больны. Из года в год с наступлением весны они активизируются, как настоящие шизофреники приходят в беспокойство и пускаются в кочевую жизнь. Сегодня конечная точка их пути – гоночная трасса Мэллори Парк. А страсть, от которой нет излечения и которая гонит их в дальний путь – чемпионат BSB.

Паддоки гоночной трассы Mallory Park
Паддоки трека Мэллори Парк

Национальное первенство «Супербайк» Великобритании (British Superbike или BSB) проходит в 13 этапов на 12 треках страны и из года в год собирает такие толпы фанатов, которым позавидует даже чемпионат WSB. Что же представляет собой BSB?

Британский супербайк, команда Airwaves Ducati
Мотоциклы Ducati 999 команды Airwaves Ducati

В отличие от MotoGP это соревнование машин, построенных на базе серийных спортбайков (в MotoGP все мотоциклы уникальные и строятся сериями всего по пять-десять мотоциклов). Второе различие между чемпионатами вытекает как следствие первого: из-за массовости производства стоимость мотоциклов и деталей в «супербайке» значительно ниже, чем в MotoGP. Для сравнения, Yamaha M1 Валентино Росси стоит приблизительно три миллиона долларов, а лучший супербайк – в районе трехсот тысяч. Это открывает двери чемпионата не только для фабричных команд и счастливцев с богатыми спонсорами, но и гонщикам-индивидуалам.

BSB: команда Rizla Suzuki
Бокс команды BSB Rizla Suzuki

Но самое важное для нас, простых смертных, отличие в том, что супербайки можно купить! Речь, конечно, идет не о самих гоночных ракетах, а об их дорожных родственниках. Поэтому производители современных спортбайков напрямую заинтересованы в успехе своих детищ не только в королевском классе, но и в мировом и национальных чемпионатах SBK (общее название для чемпионатов “Супербайк”). Ведь именно здесь ярче всего прослеживается линия «в воскресенье смотрим гонку, в понедельник покупаем мотоцикл».

Mallory park: бокс гонщиков Virgin Mobile Cup
Все мотоциклы Virgin Mobile Cup настроены идентично

Каждый этап чемпионата проходит в три дня: практика (обычно пятница), квалификация (суббота) и гонка (воскресенье). Гоночный день состоит из семи гонок в пяти классах: GP 125, Virgin Mobile Cup, Supersport, Superstock и главный класс – Superbike. Для всех классов за исключением Superbike предусмотрена одна прогревочная сессия и одна гонка. В классе Superbike гонок две.

Virgin Mobile Cup: Yamaha YZF-R6
В кубке Virgin Mobile Cup участвуют серийные мотоциклы Yamaha YZF-R6

Класс GP-125 объединяет одноцилиндровые двухтактные машины объемом 81-125 куб. см, максимальное количество передач – шесть, минимальный вес – 74 кг. В классе Virgin Mobile Cup соревнуются практически серийные Yamaha YZF-R6 идентично настроенные для всех гонщиков. Участники выступают на одинаковой резине (официальный поставщик – Dunlop), дождевая резина не разрешается, нагреватели резины запрещены. Все мотоциклы – красного цвета. Байк победителя прошлого этапа – желтый.

В классе Supersport борются четырехтактные мотоциклы выполненные на базе серийных. Размерность двигателя – либо рядный четырехцилиндровый агрегат объемом 401-600 куб.см., либо 600-750-кубовый V-твин. Минимальный вес для «шестисоток» – 162 кг, «семисотпятидесяток» – 170кг. Разрешено менять резину, выпускную систему и внутренние элементы подвески (картридж вилки и внутренности заднего моноамортизатора). Гоночные номера – синие цифры на светлом фоне.

Бокс команды Airwaves Ducati
BSB: Бокс команды Airwaves Ducati

Класс Superstock также объединяет четырехтактные мотоциклы, выполненные на базе серийных, но объем двигателя – от 601 до 1000 куб.см. для рядных «четверок», 751-1000 куб.см. – для «троек» и 851-1200 куб.см. для «твинов». Резина – Metzeler Racetec. Гоночные номера – белые цифры на красном фоне.
В королевском классе Superbike рвут резину литровые четырехтактные машины с двигателем объемом 1000 куб.см. Тюнинг – в соответствии со спецификацией FIM Superbike. Коротко: разрешен глубокий тюнинг двигателя за исключением модификации коленвала, хотя его балансировка допускается, разрешена полная замена элементов подвески (вилка, моноамортизатор, маятник, траверсы), колес, модификация топливной системы, замена выхлопной системы. Гоночные номера – черные цифры на белом фоне.

Mallory Park приветствует посетителей
Добро пожаловать в Мэллори Парк!

Разобравшись с техникой, вернемся обратно на землю, а точнее на месиво из чернозема и глины. Гоночный трек “Мэллори Парк”, на котором проходит третий этап чемпионата, расположен в живописном местечке Kirkby Mallory графства Лестершир. Эта трасса сильно отличается от таких “формульных” гигантов как Сильверстоун тем, что действительно похожа на настоящий парк.

 

Внутри «кольца», которое когда-то было ипподромом, по соседству с двумя озерцами расположились паддоки и башня управления. Из-за отсутствия бетонных и асфальтовых пешеходных дорожек (ими изобилуют более «крутые» треки) Мэллори во время дождя не только становится испытанием для гонщиков, но и проверяет внедорожные качества зрителей по уши утопающих в грязи. Основные причины зрелищности гонок на Мэллори – это перепады высот и относительно узкое дорожное полотно. Совокупность этих факторов приводит к острейшей гоночной борьбе и, к сожалению, большому количеству аварий, которые, тем не менее, делают зрелище еще более ярким.

Стартовая позиция Mallory Park
За 10 минут до старта напряжение еще не заметно

Чтобы лучше представить что испытывает пилот во время гонки, давайте мысленно влезем в комбинезон гонщика BSB и проедем виртуальный круг по Мэллори. На стартовой позиции уже ждет супербайк, вокруг которого суетится команда. Главный механик неотрывно следит за пилотом, ловя каждый его взгляд. Звучит сирена, и все вокруг приходит в движение.

Пресса и барышни с зонтами оперативно покидают стартовую решетку. Звучит сирена и команды соперников кидаются заводить и прогревать мотоциклы. Однако Главный не спешит и выжидающе смотрит на пилота. В какой-то момент пилот одним взглядом дает знак: пора! И отлаженный механизм под названием «команда» приходит в действие.

В считанные секунды с колес содраны нагреватели, которые удалось оставить включенными на полминуты дольше, чем соперникам. К заднему колесу подкатывают заведенный бензостартер. Коротко визжит резина. Сквозь шлем и ушные затычки врывается гром заведенного двигателя. Вмиг убраны передний и задний подкаты, экипаж расступается. Пилот принимает мотоцикл из рук Главного.

Старт на трассе Мэллори парк
Через считанные секунды будет дан старт

Последний обмен взглядами (разговаривать уже бесполезно – шум заглушает все), и экипаж бегом покидает трассу. Повторная сирена дает начало прогревочного круга. Завершив круг, гонщики вновь занимают позиции на старте. Маршал высоко поднимает красный флаг. Убедившись, что последний участник занял свое место, маршал бегом покидает трек.

Дружно клацают первые передачи, пилоты низко склоняются к рулям и застывыют в напряженном ожидании. Под красный сигнал светофора рев возрастает до предела. Кажется, что проходит вечность, когда красные огни наконец гаснут…

Mallory Park: напряжение перед стартом
В последние доли секунды перед стартом нервы натянуты, как струны

Плавно, как в замедленной съемке, переднее колесо отрывается от асфальта. Через три с небольшим секунды мотоцикл достигает скорости 100 км.ч. Еще через пару секунд вспышка на приборной панели, уловленная боковым зрением, подсказывает: пора переключаться на вторую. Вираж Gerards буквально выстреливает в лицо. Этот поворот очень быстрый и длинный, поэтому зачастую сразу после старта перед ним даже не нужно тормозить. Энергичное контрруление валит мотоцикл, и через мгновение мерзкий скрежет пластмассы об асфальт сообщает, что правый наколенный слайдер потерял девственность.

Mallory parc: бесконечный вираж Gerards
Повороту Gerards нет конца…

Gerards «заворачивает» полотно асфальта аж на двести градусов. Из-за этого особую роль играет правильный выбор резины, которая должна не только отлично держать мотоцикл, но и обеспечивать стабильность при максимальном угле наклона. Только благодаря квикшифтеру уже глубоко в повороте пилот безопасно переключается на высшие передачи, а поворот все длится, длится и длится.

Пробка в вираже Edwina's, Mallory Park
Сразу после старта в Edwina’s образуется пробка

После Gerards следует прямая Stebbe Straight, которую супербайк проглатывает в один момент. Расслабляться нельзя – навстречу летит Edwina’s. Этот S-образник добавили сравнительно недавно, чтобы укоротить прямую и уменьшить скорость в последующем вираже – Lake Esses, для уменьшения вероятности столкновения с близкорасположенным отбойником.

 

Падение в Edwina's, Mallory park
На первых кругах Edwina’s собирает неплохой урожай

Действительно, количество аварий на Lake Esses уменьшилось, но по злой иронии биться стали на новом Edwina’s. Поворот особенно опасен на первом круге, когда огромная толпа еще не растянувшихся по треку мотоциклов старается проскочить узкий медленный шикан. На этом участке гонщику следует ожидать чего угодно: могут въехать в зад, могут снести в повороте, а могут просто вытолкнуть на траву, как в реслинге. Поэтому наш пилот не лезет в гущу толпы, а предусмотрительно выдерживает безопасное расстояние, при этом не отпуская соперников слишком далеко – гонки на первом круге не выигрываются – это известно всем.

Mallory park: подъем к виражу Shaw's Hairpin
Перед виражом Shaw’s Hairpin можно начинать торможение позже привычного

После Edwina’s поворот Lake Esses кажется почти прямым. Термоядерное ускорение опять приводит к отрыву переднего колеса, усугубляемого тем, что дорога идет на подъем. Тормозить перед самым крутым поворотом трека Hairpin можно гораздо позже того момента, как в мозгу ледяной волной накатывает черная паника. Трек все еще идет на подъем и это приводит к быстрому замедлению. Вдобавок, уклон в

 

Трасса Mallory Park, вираж Shaw's Hairpin
В погоне за долями секунды порой не избежать контакта с отбойником

повороте настолько велик, что безопасная скорость его прохождения гораздо выше, чем может показаться. Однако есть и серьезный риск. Бордюр внутри поворота очень высокий – более полуметра, из-за чего несложно зацепить его, например, рычагом переднего тормоза или плечом.

 

После Hairpin следует короткое ускорение навстречу предпоследнему виражу – Bus Stop. Как и Edwina’s, этот шикан

Mallory park: борьба в Shaw's Hairpin
Вираж Shaw’s Hairpin часто привлекает острой борьбой

добавили, чтобы замедлить мотоциклы в последнем, очень быстром повороте Devil’s Elbow. К этому моменту толпа мотоциклов уже немного растянулась, и столкновения на «Автобусной остановке» происходят редко. Но расслабляться нельзя: высокий бордюр и здесь готов преподнести неприятный сюрприз.

Последний вираж трека – «Локоть дьявола» – дьявольски быстр и опасен. Полотно одновременно с плавным левым поворотом резко уходит вниз к финишной прямой. Скорость из-за этого растет фантастически быстро. В середине поворота мотоцикл летит вниз с полным наклоном, и переднее колесо держит асфальт на пределе возможностей. В таких условиях сброс газа абсолютно недопустим: подобная ошибка почти гарантированно приводит к срыву спереди, «лоусайду» и столкновению с отбойником на очень высокой скорости.

Пит-борд
…Шестнадцатая позиция, круг пройден за 55секунд – на 1.2с хуже предыдущего, 14ый круг…

После «Локтя» остается последнее упражнение – дрэг-рейсинг на финишной прямой. Воздух вокруг несущегося мотоцикла становится плотным, как вода. Шум ветра в шлеме превращается в грохот. Мух, врезающихся в стекло , разносит в кровавую пыль. Практически слившись с баком пилоты летят к финишу, попутно срывая с визора очередной слой когда-то прозрачной пленки и одновременно стараясь разглядеть вывешенные доски с показателями: время круга, позиция, количество кругов до финиша. Через мгновение финишная черта оказывается за спиной – пошел следующий круг.

Мэллори парк: на подиуме Майкл Раттер, Глен Ричардс и Грегорио Лавилла
На подиуме – Майкл Раттер, Глен Ричардс и Грегорио Лавилла

Перенесемся во времени на полчаса вперед. Гонка закончена. На подиуме победители упиваются славой и шампанским. Однако за кулисами не прекращается напряженная работа. Механики откатывают мотоциклы участников, финишировавших в числе первых десяти, в специально отгороженное место – Parс Ferme (Франц. – Закрытая стоянка).

 

 

Технический инспектор BSB Des Wardle за работой
Дэс Уордл инспектирует супербайк Дэна Томаса

Там официальные измерители ACU (Auto Cycle Union – организация, регулирующая мотоспорт в Великобритании) уже ждут технику, чтобы произвести тщательнейшие замеры и контроль таких параметров, как диаметр впускных патрубков, объем бензобака, вес мотоциклов, легальность используемой подвески и резины. В случае поступления жалобы измерители даже могут потребовать разобрать двигатель для определения, к примеру, рабочего объема и высоты подъема клапанов. Все мотоциклы нужно обязательно успеть осмотреть за полчаса, так как именно такое время отводится конкурентам для подачи технической претензии.

Наконец, положенное время после гонки истекает. Ни одна команда протестов не подала, и только теперь победители могут спокойно вздохнуть и расслабиться. Их победу уже не оспорит никто. Толпы зрителей гигантским потоком устремляются на выход, а команды оперативно приступают к погрузке техники в грузовики. Уже в темноте огромные фуры выкатываются с трека и устремляются в другой конец Островной Империи, в графство Чешир. Всего через неделю – следующий этап BSB. Курс – на Ултон Парк!

Des Wardle, технический инспектор чемпионата BSB
Технический инспектор чемпионата BSB Дэс Уордл

 

Антон Барсуков, фото автора.
Великобритания, 2005г.

Памяти Дэса Уордла посвящяется.

 

 

 

 

 

Интервью с чемпионом Великобритании в классе «Супербайк»

Джоном Рейнолдсом.

John Reynolds на этапе в Mallory Park
Джон Рейнолдс участвует в гонках несмотря на травму

– Здравствуйте, Джон. Как Вы решились продолжать гоняться с такой серьезной травмой?
– Вы называете это «гоняться»? Я просто быстро езжу. Не могу сидеть и пассивно ждать пока переломы срастутся.
– Но это же огромный риск! Ведь если не дай Бог произойдет повторная травма, это может стать концом Вашей гоночной карьеры?
– Да, я это осознаю. Но сидеть и ждать я тоже не могу.
– Как Вы оцениваете Ваш новый Suzuki?
– Мотоцикл просто потрясающий и на голову выше техники конкурентов. В этом году Suzuki не просто сделала еще один шаг в эволюции своего GSX-R1000, новый джиксер – это настоящая революция.
– Из-за чего произошло Ваше неудачное падение, если мотоцикл настолько хорош?
– Признаюсь, это была моя собственная ошибка. Во время тестов  мотоцикл показался мне настолько стабильным, что я перешел черту.
– Как Вы видите Ваши перспективы в этом сезоне?
– Сезон для меня начался неудачно, поэтому постараюсь просто зарабатывать хоть какие-то очки и получать удовольствие! Так и нога быстрее заживет.
– Большое спасибо, Джон! Желаю Вам быстрого выздоровления!

 

 

 

 

Справка: трек «Мэллори Парк», Kirkby Mallory, Лестершир, Великобритания. Длина полного круга: 1.37 мили.
Рекорд 2004 года в классе “Супербайк”: 47,159с, Майкл Раттер.
Рекорд 2004 года в классе “Суперспорт 600”: 49,321с, Майкл Лаверти.

Добавить комментарий