Диск с программным обеспечением BAZZAZ

Тюнинг джиксера: настраиваем аналог Power Commander от BAZZAZ

Аватар motomaniac

Электронные системы современных гоночных мотоциклов хороши ровно настолько, насколько оптимальны их настройки. Можно смело покупать топовые «мозги» Marelli за двадцать тысяч долларов, или PC V за несколько сотен «вечнозеленых» – без правильной регулировки обе системы совершенно бесполезны. Поэтому сегодня мы постараемся грамотно настроить наш аналог Power Commander от BAZZAZ.

Блок BAZZAZ Z-Fi-TC
Блок BAZZAZ Z-Fi-TC управляется по USB-порту

Программа Bazzaz Performance Z-Fi Mapper имеет пять режимов, которым соответствуют пять закладок в верхней части рабочего окна. Закладка Fuel Map отвечает за настройку карт впрыска, закладка Self Mapping – за работу системы генерирования карт впрыска на основании данных лямбда-сенсора, Traction Control – за настройку работы системы трэкшн-контроля, Quick Shift – за параметры квик-шифтера, и Diagnostics – за диагностику всей системы Bazzaz.

Окно активной карты впрыска BAZZAZ
В ячейках указаны корректирующие коэффициенты текущей карты впрыска

Первым делом займемся настройкой карт впрыска. Блок Bazzaz Z-Fi для Suzuki GSX-R1000 2005 года выпуска поставляется с загруженной картой «05-06 GSXR1000 SLIP ON». В нашем же случае на байк установлена полная гоночная выпускная система Yoshimura 4-2-1. Это означает, что загруженная производителем карта нам не подходит, и нужно разработать новую карту для нашей выпускной системы. В былые дикие времена, когда мы ездили верхом на мамонтах и жрали грязь, для получения оптимальных карт впрыска мотоциклы приходилось в обязательном порядке затаскивать на диностенд и «крутить» до сжигания Киотской квоты небольшой африканской страны. Теперь, благодаря достижениям компании Bazzaz Inc., наступил развитой коммунизм и каждый лошара получил доступ к ресурсам и свободам, доселе доступным только гоночным богам и генсекам компартий.

Экран самонастройки карты впрыска BAZZAZ
Значения в зеленых ячейках получены лямбда-сенсором блока AFM во время езды

Для того, чтобы перевести блок Z-Fi в режим самокалибровки, подключим компьютер с ПО «Bazzaz Performance Z-Fi Mapper» к модулю Z-Fi с помощью прилагаемого USB-кабеля, включим зажигание и запустим программу. После того, как программа установит связь с «мозгами», выберем закладку Self Mapping, введем желаемые пропорции смеси в окошке Target AFR (для нашего джиксера это 12,8 – 13,2), и нажатием кнопки Start переведем «мозги» в режим накопления данных.

Экран настройки трэкшн-контроля BAZZAZ
В ячейках указана чувствительность трэкшн-контроля для определенных оборотов и положения ручки газа

Теперь наступает самая приятная часть процесса – нужно дать волю темной стороне Силы и какое-то время погонять мотоцикл, желательно в максимально разнообразных условиях. Несколько активных ускорений до красной зоны через все передачи мимо бабушек типа «Божий Одуванчик», несколько «роллонов» (1) на четвертой-пятой-шестой с засечкой максималки на дружественном посту ДПС, десять-пятнадцать минут в гоночном темпе до ближайшей психиатрии – и дело сделано. Возвращаемся в гараж, подключаем комп, запускаем софт и видим Свет…

Экран настройки квикшифтера BAZZAZ
Cut time by gear – время прерывания зажигания для переключения между передачами

Для получения доступа к сформированной карте впрыска, нужно остановить процесс самонастройки, нажав кнопку Stop в закладке Self Mapping, после чего загрузить карту на экран нажатием кнопки Retrieve. У самых продвинутых дрожащие руки потянутся к кнопке Apply All, но нажимать ее не следует. Если применить все ячейки сгенерированной карты целиком, то пустые ячейки частично затрут содержимое базовой карты «05-06 GSXR1000 SLIP ON». Поэтому выделяем на экране зеленые ячейки с ненулевыми корректирующими коэффициентами, и применяем к базовой карте только их. Перед этим не забудьте выбрать номер рабочей карты (1 или 2), в которую необходимо внести изменения, с помощью тумблера на клипоне.

Экран диагностики BAZZAZ
Датчик положения дроссельных заслонок, датчик оборотов коленвала, датчик состава смеси работают нормально

Получив первую версию рабочей карты впрыска, сохраняем ее на диск, нажимаем кнопку Clear в закладке Self Mapping, вновь переводим «мозги» в режим самонастройки и повторяем тестовый заезд. Через несколько подобных итераций корректирующие коэффициенты в зеленых клеточках станут достаточно маленькими – это и будет признаком того, что мы получили достаточно оптимальную карту впрыска для текущих условий. Однако на этом работа с картой впрыска не заканчивается.

Готовая карта впрыска системы BAZZAZ
Так будет выглядеть ваша окончательная карта впрыска

В полученной карте могут оставаться участки с резкими перепадами значений корректирующих коэффициентов. Обычно это означает, что в процессе генерации произошла ошибка, и требуется корректировка этого участка. В таком случае нужно либо ввести среднее значение в ошибочную ячейку вручную, либо выделить группу ячеек с резким перепадом значений коэффициентов, нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт меню Smooth – «Сгладить».

Еще одна маленькая хитрость, которая позволит уменьшить хлопки в выпускной системе при сбросе газа, таится в строке карты, соответствующей полностью закрытым дроссельным заслонкам (0%). Чтобы уменьшить «стрельбу», достаточно внести во все ячейки этой строки значение «+5%» или просто скопировать в нее содержимое строки 5%. После этого, возможно, придется подкорректировать обороты холостого хода.

Переключатель карт впрыска и режимов трэкшн-контроля BAZZAZ
Переключатель карт впрыска также переключает и режимы системы трэкшн-контроля

Закончив бастурмацию с впрыском, переходим к следующей задаче – настройке трэкшн-контроля (ТК) (2). В закладке Traction Control есть два поля: TC Sensitivity – карта чувствительности системы трэкшн-контроля, и Cut Level – глубина вмешательства системы. Чувствительность определяет степень пробуксовки заднего колеса, при которой начинает действовать ТК, глубина вмешательства – величину и продолжительность цикла снижения мощности для предотвращения пробуксовки. Стандартное значение обоих параметров – 5, однако с помощью программы Bazzaz Performance Z-Fi Mapper и переключателя на левом клипоне их можно менять. Переключатель позволяет корректировать чувствительность на лету в пределах +-5, а также полностью выключить систему ТК.

Сообщение об ошибке программы BAZZAZ Z-Fi Mapper
Программа настройки блоков BAZZAZ может выдать такую ошибку

Для того, чтобы почувствовать, как работает система, имеет смысл начинать с максимальных значений чувствительности и глубины, постепенно уменьшая эти величины до нужного уровня, основываясь на своих ощущениях. Пилотам, не имеющим опыта пилотирования байков с ТК, проще всего изучать работу системы на мокрой трассе. Удерживая байк в вертикальном положении и перенеся вес на переднее колесо, инициируем отжиг на ходу, резко открыв газ. Мощности литрового двигателя более чем достаточно, чтобы сорвать заднее колесо в букс на мокром асфальте. Ощутив, как система работает на прямых, можно начинать аккуратно «борзеть» в поворотах. Но не забывайте – ТК не является гарантом от хайсайда – улететь можно по полной программе!

Оставлять параметры ТК на максимуме в гоночных условиях на сухой трассе не имеет смысла, т.к. пострадает разгонная динамика. Кроме того, для эффективного старта рекомендуют полностью выключать ТК на первой передаче и включать его после ухода со стартовой линии. Для этого удобно использовать переключатель карт на клипоне.

Региональные настройки операционной системы для работы с BAZZAZ
Чтобы устранить сообщение об ошибке BAZZAZ, установите языковой стандарт “Английский (США)”

Дело в том, что двухпозиционный переключатель карт позволяет выбирать не только между двумя картами впрыска, а переключает два набора карт «впрыск+трэкшн-контроль+квик-шифтер». Таким образом, настроив чувствительность ТК равной нулю на первой передаче для первой карты, и оставив ее стандартной (коэффициент 5) во второй карте, будет легко отключать ТК во время гонки именно на первой передаче простым переключением тумблера на клипоне.

По сравнению с тюнингом карт впрыска и трэкшн-контроля, настройка параметров квик-шифтера подпадает под категорию «как два пальца об асфальт». Для каждой передачи вводится интервал времени, на который прерывается зажигание. Если стандартные интервалы по какой-либо причине не устраивают, их можно легко менять в обе стороны. Для стокового литрового джиксера это вряд ли потребуется, но если у вас аппарат после глубокого тюнинга (например, установлена гоночная КП или вы вообще строите дрэг-байк), то, возможно, параметрами придется поиграть. И имейте в виду, работа квик-шифтера и ТК иногда могут привести к сообщениям об ошибках на приборке. Знайте: это не глюк – это свойство системы (3).

Блок BAZZAZ Z-Fi-TC с подключенным USB-кабелем
USB-кабель можно не отключать от блока BAZZAZ Z-Fi-TC на протяжении всей настройки

После всего описанного выше интерпретация содержимого раздела Diagnostics не составит труда. TPS – это датчик положения дроссельных заслонок, RPM – датчик оборотов коленвала, ZAFM – блок самонастройки Bazzaz с лямбда-сенсором. Если все работает правильно, против каждого из этих магических аббревиатур вы увидите зелененькое «ОК».

В завершение рассказа о системе Bazzaz не могу удержаться от того, чтобы не добавить каплю дегтя. Получить абсолютно идеальную карту впрыска с помощью этой системы без диностенда все-таки не удастся. Дело в том, что для определения оптимального стехиометрического числа для конкретного экземпляра двигателя оператору нужно видеть форму кривых мощности и крутящего момента. Без этих данных карта получится хорошая, но не идеальная. Где-то будут небольшие подхваты или провалы, максимальная мощность может оказаться на 1-2 лошади меньше. Но такие мелкие огрехи смогут почувствовать только гоночные боги.

Автор Антон Барсуков, фото автора.

(1) Роллон – ускорение при полном открытии дроссельных заслонок с небольших скоростей и на одной выбранной (обычно высокой) передаче.
(2) Излишне говорить, что при бастурмации контролировать трекшн архиважно!
(3) Говоря по-русски, забейте на это явление .

ЧаВо с сайта Баззаз.

Карты впрыска.
В: Существуют ли готовые карты для полных выпускных систем?
О: Нет. Разработанные нами карты Вам не подойдут, т.к. разрабатываются с учетом наших внешних условий, а не Ваших. Тип топлива, высота над уровнем моря, влажность, модель выпускной системы, и просто индивидуальные особенности данного экземпляра мотоцикла значительно влияют на состав смеси. Именно поэтому мы разработали модуль Z-AFM™. Если Вы нашли возможность приобрести полную выпускную систему, то однозначно имеет смысл настроить систему впрыска должным образом, чтобы вложения дали полную отдачу, а не использовать готовые и заведомо неэффективные карты.

В: Приобретя модуль самонастройки Z-AFM™, потребуется ли мне настраивать мотоцикл на диностенде?
О: Динамометрические испытания – лучший способ определить состав смеси, обеспечивающий максимальные показатели мощности. Однако диностенд не в состоянии предсказать изменения таких параметров, как влажность, высота над уровнем моря, работа системы инерционного наддува, температура и т.д. Но с этим прекрасно справляется модуль Z-AFM™. Профессиональные гонщики разрабатывают базовую карту на диностенде с помощью блока Z-AFM™, а затем используют его же для внесения в карту изменений, вызванных новыми внешними условиями во время гоночной практики перед гонкой.

В: Каково оптимальное стехиометрическое число для моего мотоцикла?
О: Волшебного единственно-правильного числа не существует. Большинство спортбайков развивают максимальную мощность при соотношении 13,0; для эндуро макимальная мощность достигается в диапазоне 12,8-13,0. Конкретное значение будет зависеть от области применения, типа топлива и произведенных модификаций конструкции. Для определения оптимального значения стехиометрического числа может потребоваться помощь опытного специалиста по тюнингу или профессионального динамометриста.

В: Можно ли использовать более одного целевого стехиометрического числа при использовании модуля самонастройки Z-AFM™?
О: Конечно. В закладке «Self Mapping» программы Bazzaz Performance Z-Fi Mapper нажмите на кнопку «’Fuel Add %». В каждой клетке карты отобразятся текущие значения стехиометрического числа. Выбирите клетки, содержимое которых вы хотите поменять, и на экране появится окно, запрашивающее новое значение. Убедитесь, что знаете оптимальное стехиометрическое число для своего мотоцикла и четко понимаете его зависимость от внешних условий, прежде чем изменять этот параметр.

В: Способен ли модуль Z-AFM™ вносить изменения в карту впрыска в реальном времени во время движения?
О: Нет, и для этого есть причины. Блок Z-AFM не является системой замкнутого цикла, потому что такие системы постоянно стараются гнаться за оптимальными пропорциями топливной смеси и в итоге никогда их не достигают. Мы предпочитаем собрать данные, проанализировать и сохранить их, и только потом применять их на практике. Данные начинают использоваться системой только после команды оператора. Так что для заданных положения дроссельных заслонок и оборотов коленвала система заранее имеет точные данные о требуемом составе смеси. Такой алгоритм работы позволяет избежать сбоев, вызванных ошибками показаний лямбда-сенсора, которые могли бы привести к катастрофическим последствиям в случае их применения в реальном времени во время движения мотоцикла.

В: Нужно ли приобретать модуль Z-AFM™ для каждого мотоцикла гоночной команды?
О: Нет. Модуль может использоваться на любом мотоцикле, оборудованном системой Bazzaz Z-Fi™. В выхлопной системе должна присутствовать соответствующая втулка для установки лямбда-сенсора, поставляемого в комплекте с модулем Z-AFM™ (резьба M18X1.5). Благодаря этому система Z-AFM™ является идеальным инструментом для гоночных команд или мастерских, обслуживающих несколько мотоциклов в день.

В: Может ли модуль Z-AFM™ использоваться самостоятельно?
О: Блок Z-AFM™ совместим со всей линейкой продуктов Bazzaz Z-Fi. Он должен использоваться только с модулями Z-Fi™. Z-Fi MX™, Z-Fi QS™, или Z-Fi TC™.

В: Какие дополнительные компоненты нужны для использования модуля Z-AFM™?
О: Если Ваша выпускная система не оснащена втулкой с резьбой M18X1.5 для установки лямбда-сенсора Bazzaz (поставляемого с блоком Z-AFM™), то ее нужно заказать отдельно. Существуют втулки для систем из нержавеющей стали или титана.

В: Каков рабочий диапазон значений стехиометрического числа модуля Z-AFM?
О: От 16.0 для бедной смеси до 11.0 для богатой.

Трэкшн – контроль.
В: Можно ли использовать функцию трэкшн-контроля для управления стартом?
О: Система трэкшн-контроля Bazzaz не была специально разработана для управления стартами, но, тем не менее, может эффективно препятствовать проскальзыванию заднего колеса во время энергичных ускорений на прямых. Однако система трэкшн-контроля Bazzaz лучше всего предотвращает проскальзывание при прохождении поворотов.

В: Как определить, что система трэкшн-контроля работает?
О: Заверяем вас, что система трэкшн-контроля работает в соответствии с ее назначением. Мы хотели, чтобы эта функция не отвлекала пилота от управления мотоциклом. Наиболее очевидным признаком вмешательства трэкшн-контроля будет чередующееся отсутствие вспышек в цилиндрах, очень похожее на работу ограничителя максимальных оборотов. Но в условиях гонки услышать этот звук может быть сложно.
Почувствовать работу системы трэкшн-контроля станет проще, если увеличить ее чувствительность в закладке Traction Control программы Bazzaz Performance Z-Fi Mapper. Чувствительность можно увеличить на лету с помощью переключателя режима трэкшн-контроля на клипоне. Аналогичным образом, увеличивая глубину вмешательства, можно более отчетливо ощутить, как электроника прерывает работу катушек зажигания в момент ее срабатывания.

Добавить комментарий