Санта где??? Santa Pod. Дрэг-стрип мирового класса, принимающий этапы чемпионата Европы по дрэг-рейсингу, выступления гоночных звезд, тренировки спортсменов-дрэгманов, тесты болидов F1 и просто трековые дни. На повестке дня мероприятие под названием «Бал маньяков скорости». Форма одежды – пофиг. За ношение «бабочек» здесь реально схлопотать по морде. Добро пожаловать на бал, дамы и господа!
Атмосфера в Santa Pod неожиданно оказалась как в центре вселенской печали. С ночи небо затянуло облаками, моросил гнусный мелкий дождь. Злые байкеры угрюмо ходили в дождевиках и матерились на погоду. Дрэг-рейсинг – особенный вид спорта. Если в мотокроссе дождь – не помеха, в дорожных гонках он заставляет менять слики на дождевую резину, то в дрэг-рейсинге первые капли дождя приводят к остановке заездов.
К счастью погода пошла на улучшение и на треке начались приготовления. Первым выпустили трактор, который разогнал лужи и убрал с трассы крупный мусор. Следом выехала реактивная установка, и принялась сушить асфальт. Последний штрих – распыление специального клея, улучшающего сцепление резины с треком. Клей сохнет быстро, но
не до конца, так что его свойства сохраняются весь день. Один из организаторов проверяет асфальт на клейкость и опрометчиво ставит ногу не на пятку, а всей ступней. Кроссовок надежно прилипает к поверхности и остается лежать на треке. В следующую секунду работник таким же образом лишается носка. На трибуне искренне и злорадно ржут. Поверхность трека готова.
Первыми испытывают трек любители на дорожной технике, а сам заезд называется “Ride What Ya Brung”, сокращенно RWYB. В вольном переводе это значит «Гоняй на том, че пригнал». Доступно такое развлечение владельцам любых видов транспорта на пневмоходу, а демократичная цена в 10 фунтов за день делает его суперпопулярным.
Участники стартуют парами. Перед въездом на полосу расположена зона отжига. Отжигают на мокром асфальте. Делается это для предотвращения перегрева, облегчения скольжения и равномерного прогрева резины паром. Затем соперники подъезжают к линии старта и выравнивают по ней мотоциклы. Линии как таковой нет, ориентироваться надо по стартовым огням, называемым «рождественской елкой».
Два верхних ряда желтых огней на «елке» предназначены как раз для этого. При подъезде к «линии» сначала загорается верхний ряд, а за ним – нижний. Если встали ровно на «линию» – горят оба ряда, если не доехали – только верхний, переехали – только нижний.
Когда оба участника заняли правильную позицию, судья запускает процедуру старта.
Процедур как таковых две. Для начинающих по очереди загораются три ряда оранжевых огней, а затем – зеленый. Для профессионалов три оранжевых ряда загораются одновременно – времени на подготовку меньше. Самый нижний ряд на «елке» – красный, он сигнализирует фальстарт.
После RWYB на полосу выехал эксклюзивный квадроцикл на базе «Супердрозда» с пилотом и пассажиром. Комментатор объявил, что пилот квадроцикла – Грейхэм Хикс – абсолютно слеп и на 95 процентов глух. А управлять квадром ему помогает пассажир, который своими движениями руководит пилотом. В списке достижений Грейхэма – рекорд мира по максимальной скорости в классе квадроциклов и рекорд Гиннеса по дальности поездок на гидроцикле.
После выступления отважного тандема началось стант-шоу в исполнении Пола Говера, организовавшего специализированную школу езды на заднем колесе. Видимо поэтому выступление началось именно с «козления», но не простого, а сидя на баке.
Далее последовала серия отжигов сидя, стоя и на ходу. После отжига покрышек был продемонстрирован отжиг подошв мотобот – Пол проехал по асфальту как на лыжах. Закончилось выступление традиционным взрывом задней покрышки.
Когда на старте появились мотоциклы класса Pro Stock, стало ясно, ради чего собрались многие тысячи зрителей. После обычной дорожной техники старт байка Pro Stock выглядел как выстрел. Мотоциклы этого класса на четырехсотметровке укладываются в семь с небольшим секунд и к финишу развивают скорость около 300 километров в час. Внешне они напоминают дорожных прародителей, однако под облицовкой скрывается огромное количество модификаций.
Первой «страдает» рама, приобретая жесткую заднюю подвеску и теряя моноамортизатор. Передняя вилка сжимается более чем на половину хода ремнями аналогичными тем, что применяются при установке мотоцикла на прицеп. Двигатель обрастает турбонаддувом и нитросом. Воздушный фильтр, глушитель и стартер исчезают в никуда, а мотор запускается внешним электродвигателем.
В связи с тем, что мощность многих аппаратов переваливает за 500 л.с., обычное многодисковое сцепление перестает справляться с нагрузкой и начинает проскальзывать. На смену ему приходит усиленное центробежное сцепление, срабатывающее при строго определенных оборотах. Для управления таким сцеплением мотоцикл оснащается электронным ограничителем оборотов, который имеет два режима. Первый позволяет поддерживать обороты чуть-чуть ниже точки срабатывания сцепления (обычно 10-11 тыс.), а второй режим – полный газ – двигатель раскручивается до 13-15 тысяч оборотов в минуту.
Штатная мотоциклетная коробка передач уступает место усиленной трехступенчатой КП, позволяющей переключяться под нагрузкой. Для этого используют пневматические пауэр-шифтеры, их резервуары накачиваются ручным насосом прямо перед стартом.
Из-за большого количества модификаций коренным образом меняются органы управления мотоцикла и процедура старта. Пилот традиционным способом включает первую передачу, дает полный газ и в таком режиме ногами подталкивает мотоцикл к стартовой линии. В момент старта гонщику остается нажать кнопку электронного ограничителя. Обороты мгновенно подскакивают до максимальных, сцепление срабатывает, и мотоцикл, упершись в асфальт фермой антиопрокидывателя, выстреливает вперед.
После того, как ProStock-байки оставили на асфальте доброе количество резины, на старт вышла элита мотоциклетного дрэг-рейсинга: TopFuel-байки. Каждый такой мотоцикл – абсолютно уникальное творение. Ни рама, ни двигатель не имеют с серийной техникой практически ничего общего и выполняются по индивидуальным проектам. Мощность TopFuel-байков достигает полутора тысяч лошадиных сил, а четверть мили они «простреливают» за шесть-с-копейками секунд, развивая скорость около 350 километров в час.
Внутри этого класса мотоциклы делятся на два больших подкласса – аппараты с рядными «четверками» и V-образными «двойками». Двигатели последних часто выполняются на базе харлеевских твинов. Топливом для этих зверей служит нитрометанол, который поступает во впускной коллектор через инжекторы высокого давления и сжигается со скоростью несколько литров в секунду.
Отжиг перед стартом делают на ходу – никакие тормоза не способны удержать Top Fuel байк. Мотоцикл при старте развивает огромный момент на колесе и буквально скручивает заднюю покрышку: шрифт, которым напечатано название фирмы-производителя резины из прямого превращается в курсив. Огромное значение имеет правильное положение мотоцикла на старте, так как первую секунду переднее колесо висит в воздухе и мотоцикл практически неуправляем.
Выступление Top Fuel байков завершило официальную программу соревнований, но само мероприятие продолжалось. На трассе Santa Pod появился мотоцикл, своим видом больше напоминающий ракету. Пилот болида, француз Эрик Тебюль был приглашен со своим рокет-байком на показательные выступления. Зазвучала музыка из фильма «Космическая одиссея 2001 года». Публика замерла. С шипением выплюнув пену перекиси водорода, мотоцикл приблизился к линии старта. Тщательно отрегулированы все клапаны, газовые редукторы и смесители. Сняты красные ленточки предохранителей. С последними нотами знаменитой мелодии из дюз ракетного двигателя вырываются две острые, как иглы, струи голубого пламени. Через пять с половиной секунд выступление уже окончено, но толпа еще какое-то время пребывает в оцепенении. И наконец, Santa Pod взрывается аплодисментами.
Не дав публике остыть, на сцене появляются Jet-кары – машины с реактивными двигателями команды FireForce. Пилоты этих снарядов сидят рядом с двухступенчатой газовой турбиной с форсажной камерой. Неожиданный факт: в качестве горючего используется дизтопливо. Мощность – ориентировочно десять тысяч лошадиных сил. Ускорение при разгоне – 4G, при торможении – до 7G. Скорость на финише достигает 430 километров в час.
Диктор несколько раз предупреждает зрителей, находящихся на трибуне позади линии старта, что они выбрали не самое безопасное место для наблюдений. От машин начинает исходить характерный для реактивного двигателя свист, который постепенно перерастает в угрожающий гул. Зажигание…
Стекла в галерее для прессы заметно прогибаются под звуковой волной. Заднюю трибуну уже не видно – все в дыму. Пилот дает двигателю минуту для прогрева, после чего доводит обороты турбины до предела. В ушах остается лишь звон, больше ничего не слышно, даже наушники не спасают. Короткими «плевками» огня, откликающимися глубоко в груди, Jet-кары продвигаются к старту. Последняя проверка, и команды разбегаются от машин на порядочное расстояние.
Звуковая волна от старта настолько сильна, что несколько человек падают с ног. Пятиметровые столбы пламени вырываются из форсажных камер, и машины, как истребители, взлетающие с авианосца, уходят вдаль. Несколько тысяч человек встают как один и устремляют глаза в сторону финиша. Гонка заканчивается через пять секунд. Но воспоминаний хватит на всю жизнь.
Антон Барсуков, фото автора.
Великобритания, 2004г.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.