Электронные системы современных гоночных мотоциклов хороши ровно настолько, насколько оптимальны их настройки. Можно смело покупать топовые «мозги» Marelli за двадцать тысяч долларов, или PC V за несколько сотен «вечнозеленых» – без правильной регулировки обе системы совершенно бесполезны. Поэтому сегодня мы постараемся грамотно настроить наш аналог Power Commander от BAZZAZ.
Программа Bazzaz Performance Z-Fi Mapper имеет пять режимов, которым соответствуют пять закладок в верхней части рабочего окна. Закладка Fuel Map отвечает за настройку карт впрыска, закладка Self Mapping – за работу системы генерирования карт впрыска на основании данных лямбда-сенсора, Traction Control – за настройку работы системы трэкшн-контроля, Quick Shift – за параметры квик-шифтера, и Diagnostics – за диагностику всей системы Bazzaz.
Первым делом займемся настройкой карт впрыска. Блок Bazzaz Z-Fi для Suzuki GSX-R1000 2005 года выпуска поставляется с загруженной картой «05-06 GSXR1000 SLIP ON». В нашем же случае на байк установлена полная гоночная выпускная система Yoshimura 4-2-1. Это означает, что загруженная производителем карта нам не подходит, и нужно разработать новую карту для нашей выпускной системы. В былые дикие времена, когда мы ездили верхом на мамонтах и жрали грязь, для получения оптимальных карт впрыска мотоциклы приходилось в обязательном порядке затаскивать на диностенд и «крутить» до сжигания Киотской квоты небольшой африканской страны. Теперь, благодаря достижениям компании Bazzaz Inc., наступил развитой коммунизм и каждый лошара получил доступ к ресурсам и свободам, доселе доступным только гоночным богам и генсекам компартий.
Для того, чтобы перевести блок Z-Fi в режим самокалибровки, подключим компьютер с ПО «Bazzaz Performance Z-Fi Mapper» к модулю Z-Fi с помощью прилагаемого USB-кабеля, включим зажигание и запустим программу. После того, как программа установит связь с «мозгами», выберем закладку Self Mapping, введем желаемые пропорции смеси в окошке Target AFR (для нашего джиксера это 12,8 – 13,2), и нажатием кнопки Start переведем «мозги» в режим накопления данных.
Теперь наступает самая приятная часть процесса – нужно дать волю темной стороне Силы и какое-то время погонять мотоцикл, желательно в максимально разнообразных условиях. Несколько активных ускорений до красной зоны через все передачи мимо бабушек типа «Божий Одуванчик», несколько «роллонов» (1) на четвертой-пятой-шестой с засечкой максималки на дружественном посту ДПС, десять-пятнадцать минут в гоночном темпе до ближайшей психиатрии – и дело сделано. Возвращаемся в гараж, подключаем комп, запускаем софт и видим Свет…
Для получения доступа к сформированной карте впрыска, нужно остановить процесс самонастройки, нажав кнопку Stop в закладке Self Mapping, после чего загрузить карту на экран нажатием кнопки Retrieve. У самых продвинутых дрожащие руки потянутся к кнопке Apply All, но нажимать ее не следует. Если применить все ячейки сгенерированной карты целиком, то пустые ячейки частично затрут содержимое базовой карты «05-06 GSXR1000 SLIP ON». Поэтому выделяем на экране зеленые ячейки с ненулевыми корректирующими коэффициентами, и применяем к базовой карте только их. Перед этим не забудьте выбрать номер рабочей карты (1 или 2), в которую необходимо внести изменения, с помощью тумблера на клипоне.
Получив первую версию рабочей карты впрыска, сохраняем ее на диск, нажимаем кнопку Clear в закладке Self Mapping, вновь переводим «мозги» в режим самонастройки и повторяем тестовый заезд. Через несколько подобных итераций корректирующие коэффициенты в зеленых клеточках станут достаточно маленькими – это и будет признаком того, что мы получили достаточно оптимальную карту впрыска для текущих условий. Однако на этом работа с картой впрыска не заканчивается.
В полученной карте могут оставаться участки с резкими перепадами значений корректирующих коэффициентов. Обычно это означает, что в процессе генерации произошла ошибка, и требуется корректировка этого участка. В таком случае нужно либо ввести среднее значение в ошибочную ячейку вручную, либо выделить группу ячеек с резким перепадом значений коэффициентов, нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт меню Smooth – «Сгладить».
Еще одна маленькая хитрость, которая позволит уменьшить хлопки в выпускной системе при сбросе газа, таится в строке карты, соответствующей полностью закрытым дроссельным заслонкам (0%). Чтобы уменьшить «стрельбу», достаточно внести во все ячейки этой строки значение «+5%» или просто скопировать в нее содержимое строки 5%. После этого, возможно, придется подкорректировать обороты холостого хода.
Закончив бастурмацию с впрыском, переходим к следующей задаче – настройке трэкшн-контроля (ТК) (2). В закладке Traction Control есть два поля: TC Sensitivity – карта чувствительности системы трэкшн-контроля, и Cut Level – глубина вмешательства системы. Чувствительность определяет степень пробуксовки заднего колеса, при которой начинает действовать ТК, глубина вмешательства – величину и продолжительность цикла снижения мощности для предотвращения пробуксовки. Стандартное значение обоих параметров – 5, однако с помощью программы Bazzaz Performance Z-Fi Mapper и переключателя на левом клипоне их можно менять. Переключатель позволяет корректировать чувствительность на лету в пределах +-5, а также полностью выключить систему ТК.
Для того, чтобы почувствовать, как работает система, имеет смысл начинать с максимальных значений чувствительности и глубины, постепенно уменьшая эти величины до нужного уровня, основываясь на своих ощущениях. Пилотам, не имеющим опыта пилотирования байков с ТК, проще всего изучать работу системы на мокрой трассе. Удерживая байк в вертикальном положении и перенеся вес на переднее колесо, инициируем отжиг на ходу, резко открыв газ. Мощности литрового двигателя более чем достаточно, чтобы сорвать заднее колесо в букс на мокром асфальте. Ощутив, как система работает на прямых, можно начинать аккуратно «борзеть» в поворотах. Но не забывайте – ТК не является гарантом от хайсайда – улететь можно по полной программе!
Оставлять параметры ТК на максимуме в гоночных условиях на сухой трассе не имеет смысла, т.к. пострадает разгонная динамика. Кроме того, для эффективного старта рекомендуют полностью выключать ТК на первой передаче и включать его после ухода со стартовой линии. Для этого удобно использовать переключатель карт на клипоне.
Дело в том, что двухпозиционный переключатель карт позволяет выбирать не только между двумя картами впрыска, а переключает два набора карт «впрыск+трэкшн-контроль+квик-шифтер». Таким образом, настроив чувствительность ТК равной нулю на первой передаче для первой карты, и оставив ее стандартной (коэффициент 5) во второй карте, будет легко отключать ТК во время гонки именно на первой передаче простым переключением тумблера на клипоне.
По сравнению с тюнингом карт впрыска и трэкшн-контроля, настройка параметров квик-шифтера подпадает под категорию «как два пальца об асфальт». Для каждой передачи вводится интервал времени, на который прерывается зажигание. Если стандартные интервалы по какой-либо причине не устраивают, их можно легко менять в обе стороны. Для стокового литрового джиксера это вряд ли потребуется, но если у вас аппарат после глубокого тюнинга (например, установлена гоночная КП или вы вообще строите дрэг-байк), то, возможно, параметрами придется поиграть. И имейте в виду, работа квик-шифтера и ТК иногда могут привести к сообщениям об ошибках на приборке. Знайте: это не глюк – это свойство системы (3).
После всего описанного выше интерпретация содержимого раздела Diagnostics не составит труда. TPS – это датчик положения дроссельных заслонок, RPM – датчик оборотов коленвала, ZAFM – блок самонастройки Bazzaz с лямбда-сенсором. Если все работает правильно, против каждого из этих магических аббревиатур вы увидите зелененькое «ОК».
В завершение рассказа о системе Bazzaz не могу удержаться от того, чтобы не добавить каплю дегтя. Получить абсолютно идеальную карту впрыска с помощью этой системы без диностенда все-таки не удастся. Дело в том, что для определения оптимального стехиометрического числа для конкретного экземпляра двигателя оператору нужно видеть форму кривых мощности и крутящего момента. Без этих данных карта получится хорошая, но не идеальная. Где-то будут небольшие подхваты или провалы, максимальная мощность может оказаться на 1-2 лошади меньше. Но такие мелкие огрехи смогут почувствовать только гоночные боги.
Автор Антон Барсуков, фото автора.
(1) Роллон – ускорение при полном открытии дроссельных заслонок с небольших скоростей и на одной выбранной (обычно высокой) передаче.
(2) Излишне говорить, что при бастурмации контролировать трекшн архиважно!
(3) Говоря по-русски, забейте на это явление .
ЧаВо с сайта Баззаз.
Карты впрыска.
В: Существуют ли готовые карты для полных выпускных систем?
О: Нет. Разработанные нами карты Вам не подойдут, т.к. разрабатываются с учетом наших внешних условий, а не Ваших. Тип топлива, высота над уровнем моря, влажность, модель выпускной системы, и просто индивидуальные особенности данного экземпляра мотоцикла значительно влияют на состав смеси. Именно поэтому мы разработали модуль Z-AFM™. Если Вы нашли возможность приобрести полную выпускную систему, то однозначно имеет смысл настроить систему впрыска должным образом, чтобы вложения дали полную отдачу, а не использовать готовые и заведомо неэффективные карты.
В: Приобретя модуль самонастройки Z-AFM™, потребуется ли мне настраивать мотоцикл на диностенде?
О: Динамометрические испытания – лучший способ определить состав смеси, обеспечивающий максимальные показатели мощности. Однако диностенд не в состоянии предсказать изменения таких параметров, как влажность, высота над уровнем моря, работа системы инерционного наддува, температура и т.д. Но с этим прекрасно справляется модуль Z-AFM™. Профессиональные гонщики разрабатывают базовую карту на диностенде с помощью блока Z-AFM™, а затем используют его же для внесения в карту изменений, вызванных новыми внешними условиями во время гоночной практики перед гонкой.
В: Каково оптимальное стехиометрическое число для моего мотоцикла?
О: Волшебного единственно-правильного числа не существует. Большинство спортбайков развивают максимальную мощность при соотношении 13,0; для эндуро макимальная мощность достигается в диапазоне 12,8-13,0. Конкретное значение будет зависеть от области применения, типа топлива и произведенных модификаций конструкции. Для определения оптимального значения стехиометрического числа может потребоваться помощь опытного специалиста по тюнингу или профессионального динамометриста.
В: Можно ли использовать более одного целевого стехиометрического числа при использовании модуля самонастройки Z-AFM™?
О: Конечно. В закладке «Self Mapping» программы Bazzaz Performance Z-Fi Mapper нажмите на кнопку «’Fuel Add %». В каждой клетке карты отобразятся текущие значения стехиометрического числа. Выбирите клетки, содержимое которых вы хотите поменять, и на экране появится окно, запрашивающее новое значение. Убедитесь, что знаете оптимальное стехиометрическое число для своего мотоцикла и четко понимаете его зависимость от внешних условий, прежде чем изменять этот параметр.
В: Способен ли модуль Z-AFM™ вносить изменения в карту впрыска в реальном времени во время движения?
О: Нет, и для этого есть причины. Блок Z-AFM не является системой замкнутого цикла, потому что такие системы постоянно стараются гнаться за оптимальными пропорциями топливной смеси и в итоге никогда их не достигают. Мы предпочитаем собрать данные, проанализировать и сохранить их, и только потом применять их на практике. Данные начинают использоваться системой только после команды оператора. Так что для заданных положения дроссельных заслонок и оборотов коленвала система заранее имеет точные данные о требуемом составе смеси. Такой алгоритм работы позволяет избежать сбоев, вызванных ошибками показаний лямбда-сенсора, которые могли бы привести к катастрофическим последствиям в случае их применения в реальном времени во время движения мотоцикла.
В: Нужно ли приобретать модуль Z-AFM™ для каждого мотоцикла гоночной команды?
О: Нет. Модуль может использоваться на любом мотоцикле, оборудованном системой Bazzaz Z-Fi™. В выхлопной системе должна присутствовать соответствующая втулка для установки лямбда-сенсора, поставляемого в комплекте с модулем Z-AFM™ (резьба M18X1.5). Благодаря этому система Z-AFM™ является идеальным инструментом для гоночных команд или мастерских, обслуживающих несколько мотоциклов в день.
В: Может ли модуль Z-AFM™ использоваться самостоятельно?
О: Блок Z-AFM™ совместим со всей линейкой продуктов Bazzaz Z-Fi. Он должен использоваться только с модулями Z-Fi™. Z-Fi MX™, Z-Fi QS™, или Z-Fi TC™.
В: Какие дополнительные компоненты нужны для использования модуля Z-AFM™?
О: Если Ваша выпускная система не оснащена втулкой с резьбой M18X1.5 для установки лямбда-сенсора Bazzaz (поставляемого с блоком Z-AFM™), то ее нужно заказать отдельно. Существуют втулки для систем из нержавеющей стали или титана.
В: Каков рабочий диапазон значений стехиометрического числа модуля Z-AFM?
О: От 16.0 для бедной смеси до 11.0 для богатой.
Трэкшн – контроль.
В: Можно ли использовать функцию трэкшн-контроля для управления стартом?
О: Система трэкшн-контроля Bazzaz не была специально разработана для управления стартами, но, тем не менее, может эффективно препятствовать проскальзыванию заднего колеса во время энергичных ускорений на прямых. Однако система трэкшн-контроля Bazzaz лучше всего предотвращает проскальзывание при прохождении поворотов.
В: Как определить, что система трэкшн-контроля работает?
О: Заверяем вас, что система трэкшн-контроля работает в соответствии с ее назначением. Мы хотели, чтобы эта функция не отвлекала пилота от управления мотоциклом. Наиболее очевидным признаком вмешательства трэкшн-контроля будет чередующееся отсутствие вспышек в цилиндрах, очень похожее на работу ограничителя максимальных оборотов. Но в условиях гонки услышать этот звук может быть сложно.
Почувствовать работу системы трэкшн-контроля станет проще, если увеличить ее чувствительность в закладке Traction Control программы Bazzaz Performance Z-Fi Mapper. Чувствительность можно увеличить на лету с помощью переключателя режима трэкшн-контроля на клипоне. Аналогичным образом, увеличивая глубину вмешательства, можно более отчетливо ощутить, как электроника прерывает работу катушек зажигания в момент ее срабатывания.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.