Вбухав в «фаршировку» годовой бюджет страны Замунды, мы получили “джиксер”, способный открыть владельцу совершенно новый мир ощущений, эмоций и знаний. Но обошли вниманием трех «китов», на которых стоит любой мотоцикл: подвеске, колесам и рулевой системе.
Стоковая подвеска литрового джиксера 2005 года выпуска в дорожных условиях работает вполне сносно. Однако в гонке она подвергнется существенно возросшим нагрузкам, которые дополнительно увеличатся из-за тюнинга, проведенного в предыдущих замесах «фарша». В результате подвеска может оказаться ограничивающим фактором, который не позволит полностью реализовать потенциал уже серьезно модифицированного спортбайка.
Чтобы не упереться в слабости стоковой подвески, заменим (1) штатный моноамортизатор на изделие Ohlins типа S46PR1C2LS (2) с номером продукта SU503. В этой абракадабре из букв и цифр зашита следующая информация: S – амортизатор однотрубной конструкции, 46 – диаметр поршня в миллиметрах, P – содержит газ, содержащийся в выносном резервуаре под давлением, R1 – демпфирование отбоя регулируется для одной скорости перемещения штока, C2 – демпфирование сжатия регулируется раздельно для высокой и низкой скоростей перемещения штока, L – есть возможность регулировки длины моноамортизатора, S – имеется выносной гидравлический узел регулировки предварительного поджатия пружины.
Преимущества изделия Ohlins по отношению к штатному моноамортизатору огромны. У пилота появляется возможность раздельной регулировки демпфирования сжатия для двух скоростей движения подвески, а также длины амортизатора. Диапазон регулировок значительно расширяется, при этом реакция на небольшие изменения настроек становится более выраженной. Но самое главное, температурная стабильность характеристик у Ohlins гораздо лучше.
С установкой тюнингового амортизатора сложностей не возникло, однако потребовалось немного повернуть узел дистанционной регулировки предварительного поджатия пружины вокруг газового резервуара, чтобы он не упирался в радиатор регулятора-выпрямителя ближе к концу хода подвески. Момент затяжки болтов крепления – 50НМ.
Вилку джиксера было решено менять на шедевр Ohlins FG339. Это «столовое золото» перевернутого типа с диаметром внутренних труб 43мм предназначено для дорожно-спортивного применения. Преимущество дорожно-спортивных вилок Ohlins по сравнению с чисто трековыми заключается в наличии дополнительного пыльника, увеличивающего жизнь сальников. Ну и конечно, дорожно-спортивные вилки именитого производителя ровно на одну свежевырезанную селезенку Homo Sapiens дешевле гоночных аналогов.
Замена перьев вилки повлечет чуть больше геморроя, чем трансплантация моноамортизатора. После демонтажа штатных перьев (в случае затруднений см. мануал) необходимо собрать новые, установив на них втулки под ось колеса, а также кронштейны (их болты пока не затягивайте) и направляющие втулки тормозных скоб. И не забудьте про крепления крыла (тяните до 5НМ).
Собранные перья установите так, чтобы над верхней траверсой виднелись два колечка – это начальная настройка, впоследствии ее можно изменить. Затяните до момента 23НМ сначала болты верхней, а затем нижней траверс. Установите крыло и колесо, но пока не затягивайте ось и фиксирующие ее болты. Затем закрепите тормозные скобы и затяните их болты усилием 39НМ.
Теперь нужно спустить байк с подкатов, зажать передний тормоз, и пару-тойку раз качнуть его вперед-назад так, чтобы вилка сжалась и разжалась. Или не снимая байк с подката, хорошенько раскрутите переднее колесо и резко остановите его нажатием на рычаг тормоза, повторите операцию 2-3 раза. Затяните верхние болты кронштейнов тормозных скоб моментом 10НМ, а нижние – 25НМ. Закрутите болт оси колеса до 100НМ, а зажимные болты на перьях – до 23НМ.
После завершения сборки не забудьте отрегулировать статическую просадку байка в соответствии с измерениями, произведенными на штатной вилке и моноамортизаторе. Это станет отправной точкой в дальнейшей работе по настройке подвески (3).
Следующий пункт проекта – замена стокового нерегулируемого рулевого демпфера на Ohlins SD 181. Кроме невозможности настраивать его работу, штатный узел в некоторых положениях теряет демпфирование на протяжении 3-5мм рабочего хода из-за имеющегося внутри пузырька воздуха. Замена демпфера по силам обладателям IQ стафилококка, болты тянем до 23НМ, а настройку начинаем с минимума демпфирования, постепенно увеличивая его до необходимой величины.
«Фарш» на десерт – замена колесных дисков и резины. Общеизвестно, что сценарий с презером из компаунда SC2 и двумя «тяжелыми» «колесами» под языком подходит только истинным ценителям близости на выносливость, остальным же лучше воспользоваться легким «экстази» и «квалифаером» из латекса. Так же обстоят дела и с «бубликами». Установка легких дисков и качественной резины ощутимо продлит оргазм и сократит время прохождения круга.
Вид алюминиевых колес фирмы PVM с десятью Y-образными спицами производит не меньшее впечатление, чем LSD (4) на трезвую первоклассницу. Возникает ощущение, что вместо обычных колес на байк установили две реактивные турбины, и глядя сквозь них кажется, что через мгновение пространство наполнится свистом, а окружающий мир станет дрожащим миражом в мареве раскаленных газов. Аж шерсть дыбом.
Вес переднего диска PVM составляет 3,3 кг, заднего – 5,0 кг. По сравнению со штатными колесами (4,66 кг и 7,62 кг соответственно) получаем уменьшение неподрессоренной массы на 1,33 кг спереди и 2,62 кг сзади – великолепный повод продать еще какой-нибудь уставший орган, чтобы оплатить покупку. Последний шаг – выбор резины. Учитывая, что байк большую часть жизни проведет на дорогах, обувать его в чисто трековые шины нецелесообразно, имеет смысл остановиться на Pirelli Diablo Rosso Corsa или Pirelli Diablo Rosso II с размерностью задней покрышки 190/55 ZR17. Выбор такого размера против стандартного 190/50 ощутимо «заострит» управляемость мотоцикла.
При установке новых колес нужно не забыть о некоторых важных мелочах. Болты крепления тормозных дисков неплохо посадить на фиксатор резьбы, обычный резиновый ниппель для дисков PVM не подойдет – придется найти алюминиевые, лучше с поворотом на 90 градусов. И конечно потребуется тщательно сбалансировать собранные колеса и накачать шины рекомендованным производителем давлением. Для джиксера 2005 года выпуска это 2,5 атм. спереди и 2,9 атм. сзади. Имейте в виду, эти цифры – лишь отправная точка. На треке давление наверняка придется снизить, а для дорожного применения пришлось накачать спереди на 0,2 атм. больше – это характерно для шин Pirelli.
Автор Антон Барсуков, фото автора.
(1) Перед заменой стоковых перьев и амортизатора обязательно измерьте статическую просадку мотоцикла с пилотом и без него – это упростит настройку подвески.
(2) Старый код продукта – 46PRXLS.
(3) Настройка подвески описана в «Мото» № от г.
(4) Самоблокирующийся дифференциал – чесслово! Блокирует не по-детски 🙂
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.