– Алло, это Spondon Engineering?
– Минуточку…
На другом конце линии бросили трубку на стол и разразились смачной тирадой непереводимого языкового фольклора в адрес неведомого третьего лица. В фильмах нецензурные выражения заглушают писком. То, что звучало в трубе, можно было заменить непрерывным продолжительным «пии». Спустя какое-то время про «тубус» все-таки вспомнили: – «Чего надо?». Я представился. После пары секунд смущенного молчания трубка ответила: «Ну, раз из России, то приезжай». Так началось знакомство с Бобом Стивенсоном – создателем и бессменным руководителем фирмы Spondon Engineering, известной во всем мире своими уникальными алюминиевыми рамами.
Еще в молодости Боб обнаружил в себе склонность к технике. В те времена поблизости было только два места где можно было воплотить технические способности: железная дорога и завод «Ролс Ройс». Боб выбрал «Ролс Ройс». Увлекшись впоследствии мотогонками, он познакомился со Стюартом Тиллером. Вместе они стали изготавливать детали для своих мотоциклов, а позже – и для мотоциклов других гонщиков. Первая рама Spondon родилась в 1962 году.
Сначала компаньоны мастерили по ночам и выходным. В конце концов, оба побросали работу и в 1969 году организовали собственную фирму. «Сейчас в это трудно поверить, но в то время японцы не умели делать хорошие рамы» – толковал Боб, усиленно «фильтруя» «базар» на предмет «красных словечек» и от этого постоянно краснея. «Кто ездил на Yamaha TZ750 или Honda CBX, тот меня поймет». Оба мотоцикла печально знамениты своими рамами. CBX уже в то время имел достаточно мощный двигатель, но из-за «игривой» рамы его настолько сильно «скручивало», что полностью реализовать потенциал мотора было невозможно. С TZ750 история еще печальней – их рамы попросту ломались на ходу. Реплики этих рам, избавленные от описанных недостатков, и стала выпускать фирма Spondon Engineering.
Спустя годы японские мотопроизводители наконец научились проектировать жесткие и легкие рамы, и в восьмидесятые бизнес Spondon пошел на спад. Но к тому времени ассортимент изделий расширился, а сияющие трубчатые рамы из авиационного алюминия прославились на весь мир.
Сейчас ассортимент изделий, выпускаемых Spondon Engineering, весьма широк: наборы «рама-маятник» для большинства современных спортбайков, классиков и даже «Харлеев», тормозные диски, траверсы, клипоны, подножки, удлиненные маятники для дрэгстеров и гоночные бензобаки. Но самое невероятное, даже в наши времена жестких и сверхлегких алюминиевых рам в Spondon Engineering знают, как их улучшить.
Таинство сотворения самых красивых рам на земле происходит в мастерской, расположившейся в здании бывшей букмейкерской конторы. На стапелях закреплены «скелеты» стритов, сверхдлинные маятники дрэгстеров и прочие компоненты мотоэксклюзива. Многие из них не отполированы, а трубы, из которых они состоят, лишь в нескольких точках прихвачены аргоновой сваркой.
На одном из стапелей среди множества крепежных элементов угадываются линии знаменитого двигателя Yamaha V-Max. Этот байк – один из постоянных пациентов Spondon. В стальную раму, не отличающуюся особой жесткостью, японские конструкторы установили двигатель огромной даже по нашим временам мощности. А маятник «Дикого Макса» – как те «запчасти» плохого танцора, которые своими хаотическими движениями портят танец. Благодаря новым раме и маятнику «больной» избавится от судорог «расколбаса», сбросит вес и приобретет более острую управляемость.
Кроме чисто технических преимуществ рама Spondon полностью изменит внешний облик мотоцикла, превратив его из неудержимо дряхлеющего ветерана в крепко-сбитого уличного бойца. Кроме V-Max’а подобная операция не повредит почти всем классикам, и даже некоторым спортбайкам, хотя последние скорее выиграют от косметического эффекта.
Здесь же занимаются и усовершенствованием штатных деталей мотоциклов. На рабочих столах чаще всего попадаются маятники современных спортбайков. Наиболее популярная операция – повышение жесткости этих узлов. Перед тем как приступить к сварочным работам маятники подвергают термообработке с целью риск уменьшить риск образования трещин вокруг свежих швов.
На стеллажах одного из помещений – огромное количество тормозных дисков, клипонов, траверс и изделий, предназначение которых с первого взгляда непонятно. Поймав мой взгляд, Боб берет одно из них и приступает к лекции. Выясняется, что в руках у «титана эксклюзивных рам и английской словесности» устройство, предназначенное для облегчения замены заднего колеса в условиях гонки.
Все владельцы мотоциклов с цепным приводом заднего колеса сталкивались с этой задачей. Если быстро снять колесо еще можно, то его установка приводит к таким словесным выражениям, от которых завянет даже баобаб. Нужно попасть тормозным диском в щель между колодками, удерживая колесо одной рукой, а другой в это время судорожно пытаться вставить заднюю ось во всю эту конструкцию. При этом надо умудриться не растерять втулки, которые держатся на колесе силами консистентной смазки, и не забыть накинуть цепь на заднюю звездочку. Завершаются страдания муторным процессом регулировки положения заднего колеса, обычно занимающим далеко не одну минуту. А теперь представьте себе, что эти операции необходимо выполнить за несколько секунд гоночного пит-стопа!
Решение придумали в Spondon Engineering. Устройство состоит из двух частей. Одна часть крепится непосредственно на колесе, а вторая – на маятнике, одновременно являясь новым местом крепления звездочки. При снятии колеса звездочка остается на маятнике – даже не требуется ослаблять натяжение цепи. Но есть у устройства и недостатки: небольшое увеличение неподрессоренной массы и необходимость модификации колеса, а иногда и самого маятника. Вдобавок к этому высокая механическая нагрузка на изделие требует более сложного процесса изготовления и, как следствие, приводит к кусачей цене.
В очередном цехе изготавливают гоночные и заказные бензобаки. Они свариваются из штампованных алюминиевых деталей, что делает их намного легче штатных, гарантирует отсутствие коррозии и длинных очередей покупателей. Поясню: от цены некоторых из этих баков (ее не найти в официальном прайс-листе фирмы) может стать дурно даже состоятельным господам.
Кто же покупает продукцию Spondon Engineering? Прежде всего, любители эксклюзивных стритфайтеров. Они останавливаются на рамах Spondon, чтобы убить сразу двух зайцев: улучшить управляемость своего детища и сделать его действительно неповторимым. Вторая группа – владельцы современных спортбайков. Эти покупают рамы Spondon исключительно из-за их красоты. И третья категория покупателей – рейсеры. Спортсмены больше заинтересованы не в рамах (хотя когда-то именно рамы привлекли их в лоно фирмы), а в остальной гоночной продукции. Среди гонщиков чаще всего попадаются спортсмены, участвующие в соревнованиях на острове Мэн, где до сих пор проводятся гонки на весьма необычной технике, и любители дрэг-рейсинга. Но что самое удивительное, несколько рам продали в Россию. Жаль, что на дорогах ни одну из них встретить не удалось.
Антон Барсуков, фото автора
Великобритания, 2005г.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.