Рама от Spondon

Шедевры Spondon

Аватар motomaniac

– Алло, это Spondon Engineering?
– Минуточку…
На другом конце линии бросили трубку на стол и разразились смачной тирадой непереводимого языкового фольклора в адрес неведомого третьего лица. В фильмах нецензурные выражения заглушают писком. То, что звучало в трубе, можно было заменить непрерывным продолжительным «пии». Спустя какое-то время про «тубус» все-таки вспомнили: – «Чего надо?». Я представился. После пары секунд смущенного молчания трубка ответила: «Ну, раз из России, то приезжай». Так началось знакомство с Бобом Стивенсоном – создателем и бессменным руководителем фирмы Spondon Engineering, известной во всем мире своими уникальными алюминиевыми рамами.

Фото Боба Стивенсона, руководителя Sondon Engineering
Боб Стивенсон, основатель Spondon Engineering

Еще в молодости Боб обнаружил в себе склонность к технике. В те времена поблизости было только два места где можно было воплотить технические способности: железная дорога и завод «Ролс Ройс». Боб выбрал «Ролс Ройс». Увлекшись впоследствии мотогонками, он познакомился со Стюартом Тиллером. Вместе они стали изготавливать детали для своих мотоциклов, а позже – и для мотоциклов других гонщиков. Первая рама Spondon родилась в 1962 году.

Фото Боба Стивенсона из Spondon Engineering.
Легендарное прошлое Боба Стивенсона, основателя Spondon Engineering

Сначала компаньоны мастерили по ночам и выходным. В конце концов, оба побросали работу и в 1969 году организовали собственную фирму. «Сейчас в это трудно поверить, но в то время японцы не умели делать хорошие рамы» – толковал Боб, усиленно «фильтруя» «базар» на предмет «красных словечек» и от этого постоянно краснея. «Кто ездил на Yamaha TZ750 или Honda CBX, тот меня поймет». Оба мотоцикла печально знамениты своими рамами. CBX уже в то время имел достаточно мощный двигатель, но из-за «игривой» рамы его настолько сильно «скручивало», что полностью реализовать потенциал мотора было невозможно. С TZ750 история еще печальней – их рамы попросту ломались на ходу. Реплики этих рам, избавленные от описанных недостатков, и стала выпускать фирма Spondon Engineering.

Боб Стивенсон, руководитель Spondon Engineering
Боб Стивенсон с жаром доносит свои мысли до сотрудников Spondon Engineering

Спустя годы японские мотопроизводители наконец научились проектировать жесткие и легкие рамы, и в восьмидесятые бизнес Spondon пошел на спад. Но к тому времени ассортимент изделий расширился, а сияющие трубчатые рамы из авиационного алюминия прославились на весь мир.

 

 

 

На станке - маятник Spondon Engineering
Несмотря на древний вид станков, точность изготовления очень высокая

Сейчас ассортимент изделий, выпускаемых Spondon Engineering, весьма широк: наборы «рама-маятник» для большинства современных спортбайков, классиков и даже «Харлеев», тормозные диски, траверсы, клипоны, подножки, удлиненные маятники для дрэгстеров и гоночные бензобаки. Но самое невероятное, даже в наши времена жестких и сверхлегких алюминиевых рам в Spondon Engineering знают, как их улучшить.

Рама Spondon на стапеле
На стапеле зарождается очередной шедевр Spondon

Таинство сотворения самых красивых рам на земле происходит в мастерской, расположившейся в здании бывшей букмейкерской конторы. На стапелях закреплены «скелеты» стритов, сверхдлинные маятники дрэгстеров и прочие компоненты мотоэксклюзива. Многие из них не отполированы, а трубы, из которых они состоят, лишь в нескольких точках прихвачены аргоновой сваркой.

На одном из стапелей среди множества крепежных элементов угадываются линии знаменитого двигателя Yamaha V-Max. Этот байк – один из постоянных пациентов Spondon. В стальную раму, не отличающуюся особой жесткостью, японские конструкторы установили двигатель огромной даже по нашим временам мощности. А маятник «Дикого Макса» – как те «запчасти» плохого танцора, которые своими хаотическими движениями портят танец. Благодаря новым раме и маятнику «больной» избавится от судорог «расколбаса», сбросит вес и приобретет более острую управляемость.

Двигатель Yamaha R1 в раме Spondon
Стрит Yamaha YZF-R1 с рамой Spondon

Кроме чисто технических преимуществ рама Spondon полностью изменит внешний облик мотоцикла, превратив его из неудержимо дряхлеющего ветерана в крепко-сбитого уличного бойца. Кроме V-Max’а подобная операция не повредит почти всем классикам, и даже некоторым спортбайкам, хотя последние скорее выиграют от косметического эффекта.

Здесь же занимаются и усовершенствованием штатных деталей мотоциклов. На рабочих столах чаще всего попадаются маятники современных спортбайков. Наиболее популярная операция – повышение жесткости этих узлов. Перед тем как приступить к сварочным работам маятники подвергают термообработке с целью риск уменьшить риск образования трещин вокруг свежих швов.

Устройство быстрой установки заднего колеса Spondon
Детали устройства, облегчающего быструю установку заднего колеса мотоцикла.

На стеллажах одного из помещений – огромное количество тормозных дисков, клипонов, траверс и изделий, предназначение которых с первого взгляда непонятно. Поймав мой взгляд, Боб берет одно из них и приступает к лекции. Выясняется, что в руках у «титана эксклюзивных рам и английской словесности» устройство, предназначенное для облегчения замены заднего колеса в условиях гонки.

 

 

Устройство быстрой установки заднего колеса мотоцикла Spondon
Устройство Spondon, облегчающее быструю установку заднего колеса мотоцикла

Все владельцы мотоциклов с цепным приводом заднего колеса сталкивались с этой задачей. Если быстро снять колесо еще можно, то его установка приводит к таким словесным выражениям, от которых завянет даже баобаб. Нужно попасть тормозным диском в щель между колодками, удерживая колесо одной рукой, а другой в это время судорожно пытаться вставить заднюю ось во всю эту конструкцию. При этом надо умудриться не растерять втулки, которые держатся на колесе силами консистентной смазки, и не забыть накинуть цепь на заднюю звездочку. Завершаются страдания муторным процессом регулировки положения заднего колеса, обычно занимающим далеко не одну минуту. А теперь представьте себе, что эти операции необходимо выполнить за несколько секунд гоночного пит-стопа!

Устройство быстрой установки заднего колеса мотоцикла Spondon
Устройство Spondon, облегчающее быструю установку заднего колеса мотоцикла

Решение придумали в Spondon Engineering. Устройство состоит из двух частей. Одна часть крепится непосредственно на колесе, а вторая – на маятнике, одновременно являясь новым местом крепления звездочки. При снятии колеса звездочка остается на маятнике – даже не требуется ослаблять натяжение цепи. Но есть у устройства и недостатки: небольшое увеличение неподрессоренной массы и необходимость модификации колеса, а иногда и самого маятника. Вдобавок к этому высокая механическая нагрузка на изделие требует более сложного процесса изготовления и, как следствие, приводит к кусачей цене.

 

Бензобак Spondon из алюминия
Алюминиевый бак Spondon

В очередном цехе изготавливают гоночные и заказные бензобаки. Они свариваются из штампованных алюминиевых деталей, что делает их намного легче штатных, гарантирует отсутствие коррозии и длинных очередей покупателей. Поясню: от цены некоторых из этих баков (ее не найти в официальном прайс-листе фирмы) может стать дурно даже состоятельным господам.

Двигатель Triumph Trident T150 в раме Spondon
Triumph Trident T150 с рамой Spondon

Кто же покупает продукцию Spondon Engineering? Прежде всего, любители эксклюзивных стритфайтеров. Они останавливаются на рамах Spondon, чтобы убить сразу двух зайцев: улучшить управляемость своего детища и сделать его действительно неповторимым. Вторая группа – владельцы современных спортбайков. Эти покупают рамы Spondon исключительно из-за их красоты. И третья категория покупателей – рейсеры. Спортсмены больше заинтересованы не в рамах (хотя когда-то именно рамы привлекли их в лоно фирмы), а в остальной гоночной продукции. Среди гонщиков чаще всего попадаются спортсмены, участвующие в соревнованиях на острове Мэн, где до сих пор проводятся гонки на весьма необычной технике, и любители дрэг-рейсинга. Но что самое удивительное, несколько рам продали в Россию. Жаль, что на дорогах ни одну из них встретить не удалось.

Антон Барсуков, фото автора
Великобритания, 2005г.

Добавить комментарий