Раннее субботнее утро в Дербишире. Тихий провинциальный городок Мэтлок мирно сопит в две ноздри, досматривая последний сладкий английский сон. Безмятежно спит вся Англия. Но в темных спальнях, то там, то здесь, бесшумно встают из теплых постелей темные личности. Как лунатики, поднятые холодным светом полной луны, они на ощупь прокрадываются в ванную, умываются, и, даже не позавтракав, тихо идут в гараж. В багажник уложены раскладные стулья, палатки и спальные мешки. Из холодильника принесен стратегический запас ледяного пива. Бинокль, еда, билеты, фотоаппарат и портативный телевизор – все на месте. Под покровом темноты из самых разных уголков Туманного Альбиона на утренние улочки выползает множество автомобилей и мотоциклов. Их водители устремляются в одну и ту же точку на карте Англии. Эти люди неизлечимо больны. Из года в год с наступлением весны они активизируются, как настоящие шизофреники приходят в беспокойство и пускаются в кочевую жизнь. Сегодня конечная точка их пути – гоночная трасса Мэллори Парк. А страсть, от которой нет излечения и которая гонит их в дальний путь – чемпионат BSB.
Национальное первенство «Супербайк» Великобритании (British Superbike или BSB) проходит в 13 этапов на 12 треках страны и из года в год собирает такие толпы фанатов, которым позавидует даже чемпионат WSB. Что же представляет собой BSB?
В отличие от MotoGP это соревнование машин, построенных на базе серийных спортбайков (в MotoGP все мотоциклы уникальные и строятся сериями всего по пять-десять мотоциклов). Второе различие между чемпионатами вытекает как следствие первого: из-за массовости производства стоимость мотоциклов и деталей в «супербайке» значительно ниже, чем в MotoGP. Для сравнения, Yamaha M1 Валентино Росси стоит приблизительно три миллиона долларов, а лучший супербайк – в районе трехсот тысяч. Это открывает двери чемпионата не только для фабричных команд и счастливцев с богатыми спонсорами, но и гонщикам-индивидуалам.
Но самое важное для нас, простых смертных, отличие в том, что супербайки можно купить! Речь, конечно, идет не о самих гоночных ракетах, а об их дорожных родственниках. Поэтому производители современных спортбайков напрямую заинтересованы в успехе своих детищ не только в королевском классе, но и в мировом и национальных чемпионатах SBK (общее название для чемпионатов “Супербайк”). Ведь именно здесь ярче всего прослеживается линия «в воскресенье смотрим гонку, в понедельник покупаем мотоцикл».
Каждый этап чемпионата проходит в три дня: практика (обычно пятница), квалификация (суббота) и гонка (воскресенье). Гоночный день состоит из семи гонок в пяти классах: GP 125, Virgin Mobile Cup, Supersport, Superstock и главный класс – Superbike. Для всех классов за исключением Superbike предусмотрена одна прогревочная сессия и одна гонка. В классе Superbike гонок две.
Класс GP-125 объединяет одноцилиндровые двухтактные машины объемом 81-125 куб. см, максимальное количество передач – шесть, минимальный вес – 74 кг. В классе Virgin Mobile Cup соревнуются практически серийные Yamaha YZF-R6 идентично настроенные для всех гонщиков. Участники выступают на одинаковой резине (официальный поставщик – Dunlop), дождевая резина не разрешается, нагреватели резины запрещены. Все мотоциклы – красного цвета. Байк победителя прошлого этапа – желтый.
В классе Supersport борются четырехтактные мотоциклы выполненные на базе серийных. Размерность двигателя – либо рядный четырехцилиндровый агрегат объемом 401-600 куб.см., либо 600-750-кубовый V-твин. Минимальный вес для «шестисоток» – 162 кг, «семисотпятидесяток» – 170кг. Разрешено менять резину, выпускную систему и внутренние элементы подвески (картридж вилки и внутренности заднего моноамортизатора). Гоночные номера – синие цифры на светлом фоне.
Класс Superstock также объединяет четырехтактные мотоциклы, выполненные на базе серийных, но объем двигателя – от 601 до 1000 куб.см. для рядных «четверок», 751-1000 куб.см. – для «троек» и 851-1200 куб.см. для «твинов». Резина – Metzeler Racetec. Гоночные номера – белые цифры на красном фоне.
В королевском классе Superbike рвут резину литровые четырехтактные машины с двигателем объемом 1000 куб.см. Тюнинг – в соответствии со спецификацией FIM Superbike. Коротко: разрешен глубокий тюнинг двигателя за исключением модификации коленвала, хотя его балансировка допускается, разрешена полная замена элементов подвески (вилка, моноамортизатор, маятник, траверсы), колес, модификация топливной системы, замена выхлопной системы. Гоночные номера – черные цифры на белом фоне.
Разобравшись с техникой, вернемся обратно на землю, а точнее на месиво из чернозема и глины. Гоночный трек “Мэллори Парк”, на котором проходит третий этап чемпионата, расположен в живописном местечке Kirkby Mallory графства Лестершир. Эта трасса сильно отличается от таких “формульных” гигантов как Сильверстоун тем, что действительно похожа на настоящий парк.
Внутри «кольца», которое когда-то было ипподромом, по соседству с двумя озерцами расположились паддоки и башня управления. Из-за отсутствия бетонных и асфальтовых пешеходных дорожек (ими изобилуют более «крутые» треки) Мэллори во время дождя не только становится испытанием для гонщиков, но и проверяет внедорожные качества зрителей по уши утопающих в грязи. Основные причины зрелищности гонок на Мэллори – это перепады высот и относительно узкое дорожное полотно. Совокупность этих факторов приводит к острейшей гоночной борьбе и, к сожалению, большому количеству аварий, которые, тем не менее, делают зрелище еще более ярким.
Чтобы лучше представить что испытывает пилот во время гонки, давайте мысленно влезем в комбинезон гонщика BSB и проедем виртуальный круг по Мэллори. На стартовой позиции уже ждет супербайк, вокруг которого суетится команда. Главный механик неотрывно следит за пилотом, ловя каждый его взгляд. Звучит сирена, и все вокруг приходит в движение.
Пресса и барышни с зонтами оперативно покидают стартовую решетку. Звучит сирена и команды соперников кидаются заводить и прогревать мотоциклы. Однако Главный не спешит и выжидающе смотрит на пилота. В какой-то момент пилот одним взглядом дает знак: пора! И отлаженный механизм под названием «команда» приходит в действие.
В считанные секунды с колес содраны нагреватели, которые удалось оставить включенными на полминуты дольше, чем соперникам. К заднему колесу подкатывают заведенный бензостартер. Коротко визжит резина. Сквозь шлем и ушные затычки врывается гром заведенного двигателя. Вмиг убраны передний и задний подкаты, экипаж расступается. Пилот принимает мотоцикл из рук Главного.
Последний обмен взглядами (разговаривать уже бесполезно – шум заглушает все), и экипаж бегом покидает трассу. Повторная сирена дает начало прогревочного круга. Завершив круг, гонщики вновь занимают позиции на старте. Маршал высоко поднимает красный флаг. Убедившись, что последний участник занял свое место, маршал бегом покидает трек.
Дружно клацают первые передачи, пилоты низко склоняются к рулям и застывыют в напряженном ожидании. Под красный сигнал светофора рев возрастает до предела. Кажется, что проходит вечность, когда красные огни наконец гаснут…
Плавно, как в замедленной съемке, переднее колесо отрывается от асфальта. Через три с небольшим секунды мотоцикл достигает скорости 100 км.ч. Еще через пару секунд вспышка на приборной панели, уловленная боковым зрением, подсказывает: пора переключаться на вторую. Вираж Gerards буквально выстреливает в лицо. Этот поворот очень быстрый и длинный, поэтому зачастую сразу после старта перед ним даже не нужно тормозить. Энергичное контрруление валит мотоцикл, и через мгновение мерзкий скрежет пластмассы об асфальт сообщает, что правый наколенный слайдер потерял девственность.
Gerards «заворачивает» полотно асфальта аж на двести градусов. Из-за этого особую роль играет правильный выбор резины, которая должна не только отлично держать мотоцикл, но и обеспечивать стабильность при максимальном угле наклона. Только благодаря квикшифтеру уже глубоко в повороте пилот безопасно переключается на высшие передачи, а поворот все длится, длится и длится.
После Gerards следует прямая Stebbe Straight, которую супербайк проглатывает в один момент. Расслабляться нельзя – навстречу летит Edwina’s. Этот S-образник добавили сравнительно недавно, чтобы укоротить прямую и уменьшить скорость в последующем вираже – Lake Esses, для уменьшения вероятности столкновения с близкорасположенным отбойником.
Действительно, количество аварий на Lake Esses уменьшилось, но по злой иронии биться стали на новом Edwina’s. Поворот особенно опасен на первом круге, когда огромная толпа еще не растянувшихся по треку мотоциклов старается проскочить узкий медленный шикан. На этом участке гонщику следует ожидать чего угодно: могут въехать в зад, могут снести в повороте, а могут просто вытолкнуть на траву, как в реслинге. Поэтому наш пилот не лезет в гущу толпы, а предусмотрительно выдерживает безопасное расстояние, при этом не отпуская соперников слишком далеко – гонки на первом круге не выигрываются – это известно всем.
После Edwina’s поворот Lake Esses кажется почти прямым. Термоядерное ускорение опять приводит к отрыву переднего колеса, усугубляемого тем, что дорога идет на подъем. Тормозить перед самым крутым поворотом трека Hairpin можно гораздо позже того момента, как в мозгу ледяной волной накатывает черная паника. Трек все еще идет на подъем и это приводит к быстрому замедлению. Вдобавок, уклон в
повороте настолько велик, что безопасная скорость его прохождения гораздо выше, чем может показаться. Однако есть и серьезный риск. Бордюр внутри поворота очень высокий – более полуметра, из-за чего несложно зацепить его, например, рычагом переднего тормоза или плечом.
После Hairpin следует короткое ускорение навстречу предпоследнему виражу – Bus Stop. Как и Edwina’s, этот шикан
добавили, чтобы замедлить мотоциклы в последнем, очень быстром повороте Devil’s Elbow. К этому моменту толпа мотоциклов уже немного растянулась, и столкновения на «Автобусной остановке» происходят редко. Но расслабляться нельзя: высокий бордюр и здесь готов преподнести неприятный сюрприз.
Последний вираж трека – «Локоть дьявола» – дьявольски быстр и опасен. Полотно одновременно с плавным левым поворотом резко уходит вниз к финишной прямой. Скорость из-за этого растет фантастически быстро. В середине поворота мотоцикл летит вниз с полным наклоном, и переднее колесо держит асфальт на пределе возможностей. В таких условиях сброс газа абсолютно недопустим: подобная ошибка почти гарантированно приводит к срыву спереди, «лоусайду» и столкновению с отбойником на очень высокой скорости.
После «Локтя» остается последнее упражнение – дрэг-рейсинг на финишной прямой. Воздух вокруг несущегося мотоцикла становится плотным, как вода. Шум ветра в шлеме превращается в грохот. Мух, врезающихся в стекло , разносит в кровавую пыль. Практически слившись с баком пилоты летят к финишу, попутно срывая с визора очередной слой когда-то прозрачной пленки и одновременно стараясь разглядеть вывешенные доски с показателями: время круга, позиция, количество кругов до финиша. Через мгновение финишная черта оказывается за спиной – пошел следующий круг.
Перенесемся во времени на полчаса вперед. Гонка закончена. На подиуме победители упиваются славой и шампанским. Однако за кулисами не прекращается напряженная работа. Механики откатывают мотоциклы участников, финишировавших в числе первых десяти, в специально отгороженное место – Parс Ferme (Франц. – Закрытая стоянка).
Там официальные измерители ACU (Auto Cycle Union – организация, регулирующая мотоспорт в Великобритании) уже ждут технику, чтобы произвести тщательнейшие замеры и контроль таких параметров, как диаметр впускных патрубков, объем бензобака, вес мотоциклов, легальность используемой подвески и резины. В случае поступления жалобы измерители даже могут потребовать разобрать двигатель для определения, к примеру, рабочего объема и высоты подъема клапанов. Все мотоциклы нужно обязательно успеть осмотреть за полчаса, так как именно такое время отводится конкурентам для подачи технической претензии.
Наконец, положенное время после гонки истекает. Ни одна команда протестов не подала, и только теперь победители могут спокойно вздохнуть и расслабиться. Их победу уже не оспорит никто. Толпы зрителей гигантским потоком устремляются на выход, а команды оперативно приступают к погрузке техники в грузовики. Уже в темноте огромные фуры выкатываются с трека и устремляются в другой конец Островной Империи, в графство Чешир. Всего через неделю – следующий этап BSB. Курс – на Ултон Парк!
Антон Барсуков, фото автора.
Великобритания, 2005г.
Памяти Дэса Уордла посвящяется.
Интервью с чемпионом Великобритании в классе «Супербайк»
Джоном Рейнолдсом.
– Здравствуйте, Джон. Как Вы решились продолжать гоняться с такой серьезной травмой?
– Вы называете это «гоняться»? Я просто быстро езжу. Не могу сидеть и пассивно ждать пока переломы срастутся.
– Но это же огромный риск! Ведь если не дай Бог произойдет повторная травма, это может стать концом Вашей гоночной карьеры?
– Да, я это осознаю. Но сидеть и ждать я тоже не могу.
– Как Вы оцениваете Ваш новый Suzuki?
– Мотоцикл просто потрясающий и на голову выше техники конкурентов. В этом году Suzuki не просто сделала еще один шаг в эволюции своего GSX-R1000, новый джиксер – это настоящая революция.
– Из-за чего произошло Ваше неудачное падение, если мотоцикл настолько хорош?
– Признаюсь, это была моя собственная ошибка. Во время тестов мотоцикл показался мне настолько стабильным, что я перешел черту.
– Как Вы видите Ваши перспективы в этом сезоне?
– Сезон для меня начался неудачно, поэтому постараюсь просто зарабатывать хоть какие-то очки и получать удовольствие! Так и нога быстрее заживет.
– Большое спасибо, Джон! Желаю Вам быстрого выздоровления!
Справка: трек «Мэллори Парк», Kirkby Mallory, Лестершир, Великобритания. Длина полного круга: 1.37 мили.
Рекорд 2004 года в классе “Супербайк”: 47,159с, Майкл Раттер.
Рекорд 2004 года в классе “Суперспорт 600”: 49,321с, Майкл Лаверти.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.