В годы кризиса британская экономика большими кусками уходит «с молотка» за рубеж. Истории футбольного клуба «Челси», «Ягуара», «Ровера», продажа TVR, команды «F1 Джордан» и «Манчестер Юнайтед» больно ударили по английскому самолюбию. Но один из предметов английской гордости – мотозавод «Триумф», все еще на хорошем плаву и недавно отметил свое 110-летие.
![Заново отстроенное здание завода "Триумф" в Хинкли](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-9-320x213.jpg)
Перед экскурсией по заводу заглянем в прошлое. В 2002 году «Триумф» готовился праздновать столетний юбилей, когда пришла шокирующая весть. Из-за сильнейшего пожара полностью разрушился второй корпус. Страховая компания мрачно пророчила, что на восстановление уйдет не меньше восемнадцати месяцев. Но случилось чудо.
![Стрит-файтер Triumph Speed Triple](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-53-320x213.jpg)
Благодаря сплоченной работе сотрудников новый корпус удалось запустить всего за полгода. А еще через три месяца конвейер вышел на полную мощность. Пожар неожиданно сыграл положительную роль. Новый корпус воздвигли с использованием самых передовых даже по западным меркам технологий.
![Склад запасных частей завода "Триумф" в Хинкли](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-80-320x209.jpg)
Осмотр начался с огромнейшего склада запчастей. На стеллажах высотой в несколько этажей покоятся детали, из которых собирают практически все «Триумфы». Ожидают свой очереди приборные панели, компоненты коробок передач, рамы с подрамниками, поставляемые с завода «Триумф» в Таиланде, и гигантское количество прочих изделий из металла, пластика, резины и кожи.
![Станок с ЧПУ фирмы Enshu](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-68-320x209.jpg)
Бескрайнее складское хозяйство подлежит строжайшему учету. Сотрудник периодически обходит весь склад и считывает штрих-коды хранящихся деталей и узлов. Собранная информация поступает в складской компьютер, который по мере необходимости автоматически заказывает необходимые компоненты у поставщиков.
![Сектор картеров двигателей Triumph](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-2-160x240.jpg)
Следующий цех разбит на несколько секторов: участок изготовления картеров, отдел коробок передач, покрасочный участок и пост порошкового напыления. Циклопическое помещение размером с несколько авиационных ангаров плотно заставлено станками, в рабочих камерах которых под управлением компьютеров рождаются детали. Чистота вокруг – потрясающая. Нет гор металлической стружки и луж масла. Нет разбросанного инструмента и куч брака.
Изучая работу станков, только через некоторое время осознаешь, что в цехе очень мало рабочих. Многие станки сами подают заготовки, обрабатывают их и опять же самостоятельно проверяют качество обработки. На экранах компьютеров, управляющих технологическим процессом – изображения деталей и огромное количество цифр, отражающих текущие и целевые размеры, обороты рабочего инструмента, давление резца, температуру рабочей области и много других параметров. Иногда к станкам все-таки подходят рабочие – чтобы убедиться, что процесс идет в соответствии с программой.
![Завод Триумф:сектор покраски мотоциклов](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-79-320x209.jpg)
Одно из немногих мест, где работают люди – покрасочный участок. Каждую деталь покрывают как минимум четырьмя слоями краски. Маляры работают в белоснежных комбинезонах и резиновых перчатках и скорее походят на хирургов.
![С конвейера вот-вот сойдет новый Triumph Rocket III](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-45-160x240.jpg)
Сердце завода «Триумф» – сборочный цех. Все модели «Триумфов» за исключением Rocket III, для которого потребовался персональный участок, собираются на общем конвейере вручную. Этот общий конвейер приспособлен к выпуску любой модели и даже не требует перенастройки. За Speed Triple может сразу идти Daytona или Speed Four, за которым к еще большему удивлению может следовать, например, Bonneville.
Специалисты на сборочном конвейере обучены работать с любыми моделями на любом этапе сборки. Такой подход имеет ряд преимуществ. Психологическая нагрузка при разноплановой работе ниже, чем при монотонной. В подтверждение этому сами рабочие говорят, что периодически менять место на конвейере и выполнять разные операции гораздо интересней, чем крутить один и тот же болт. К тому же каждый рабочий, имея такие обширные знания, может с легкостью заменить заболевшего соседа.
![На конвейере мотоцикл Triumph Speed Triple](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-74-320x209.jpg)
Но даже несмотря на периодическую смену места на конвейере, не все рабочие выдерживают темп и специфику такой работы. На каждую операцию отводится строго фиксированное время – иногда менее полуминуты. Из-за этого рабочим приходится вкалывать, как роботам. На рабочем месте нет разговоров, перекуров и пятиминуток. Конвейер движется медленно, но неумолимо. Со временем люди настолько оттачивают операции, за которые отвечают, что лишь блеск живых глаз позволяет отличить их от киборгов.
![Участок сборки двигателей мотоциклов Triumph](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-70-320x209.jpg)
Три секунды на этот болт, две – на гайку, тридцать – на регулировку зазоров всех клапанов и еще три секунды на переход к очередному мотоциклу. Повторять до вечера. На конвейере работают, как проклятые. Что удивительно, при этом практически нет брака. Нет и характерных для конвейера нервных срывов. В чем же секрет?
![Сектор сборки газораспределительных механизмов мотоциклов Triumph](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-72-156x240.jpg)
Прежде всего, во взаимоотношениях в коллективе. Рабочие «Триумфа» – как большая семья. Опытные работяги готовы помочь новичкам, а в случае серьезных затруднений даже возьмут на себя ответственность за остановку конвейера. Однако новые работники в обязательном порядке подвергаются психологическим тестам.
Сборка – зрелище завораживающее. В считанные минуты голая рама обрастает двигателем, вилкой и маятником. Так же быстро крепят электропроводку, светотехнику и колеса. В последнюю очередь на практически готовый мотоцикл устанавливают бензобак и пластик.
![Сектор упаковки мотоциклов Triumph](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-77-320x209.jpg)
Собранный аппарат подвергается тестированию. В него заливают масло, бензин и остальные жидкости и устанавливают на динамометрический стенд, где мотоцикл подвергается двадцатиминутному испытанию. Если кривая мощности и ее максимальное значение укладываются в нормы, байк считается исправным. Если же какой-то из параметров не соответствует нормам, техника отправляется в цех устранения неисправностей.
![Установка коленвала Triumph Rocket III с помощью электрогайковерта с компьютерным управлением](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-6-160x240.jpg)
Самый экзотический процесс на конвейере – сборка двигателя. При установке коленвала в картер используется специальный электрический гаечный ключ с компьютерным управлением. Он одновременно закручивает все гайки и болты. По размеру головок электроника автоматически определяет модель двигателя и выбирает оптимальный крутящий момент, которым необходимо затянуть резьбовые соединения. Если этот момент не достигнут (например, из-за некачественной резьбы), прибор автоматически передаст данные о браке в центральную базу данных.
Компьютер, управляющий «электроключом», также следит за расходом гаек и болтов и заказывает со склада недостающие. Примерно то же происходит и при установке распредвалов. В дополнение к затяжке болтов специальное устройство автоматически измеряет зазоры сразу всех клапанов, выбирает дистанционные шайбы нужной толщины и еще раз проверяет зазоры на полностью собранной головке цилиндров. На все операции уходит тридцать-сорок секунд.
![Завод Триумф: дизайнерский эскиз мотоцикла Triumph Rocket III](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-25-320x148.jpg)
На разработку нового мотоцикла у конструкторского отдела уходит около двух лет. Руководителю проекта и двум командам разработчиков, отвечающим за двигатель и шасси, за это время предстоит проделать огромную работу. Сначала «рожают» концепцию нового байка. Со временем она переносится на бумагу и появляются первые эскизы будущего мотоцикла. Когда дизайнеры сформируют в голове окончательный вид аппарата, начинается кропотливая работа за компьютерами.
![Результат 3D-моделирования двигателя Triumph Rocket III](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-37-320x233.jpg)
Трехмерная система автоматизированного проектирования (САПР) помогает рассчитать нагрузки на детали, вычислить их размеры и вес, разработать двигатель с нужными характеристиками, коробку передач с оптимальными передаточными числами и спроектировать раму нужной жесткости. Почти все характеристики будущего мотоцикла становятся известны задолго до того, как первая заготовка попадает под резец.
![Готовые двигатели мотоциклов Triumph](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-3-320x213.jpg)
Когда проектирование мотора завершено, завод собирает первые десять движков, каждый из которых обходится в пятьдесят тысяч фунтов стерлингов. Эти двигатели тестируют на динамометрическом стенде, где они «накручивают» двести пятьдесят тысяч миль. Следующее испытание – семьсот часов работы на максимальных оборотах. И только после этого «издевательства» двигатели устанавливают в рамы и приступают к реальным испытаниям в дорожных условиях.
![Мегакруйзер Triumph Rocket III](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-13-320x228.jpg)
В качестве тестовых треков «Триумф» использует Брантингторп, Сильверстоун и дороги общего пользования. Если же нужно скрыться от неуемных журналистов, тестирование иногда проводят в ЮАР или на юге Испании.
Кроме разработки самого мотоцикла, дизайнерский отдел отвечает за технологические и сборочные инструкции для завода и поставщиков, за руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, а также за прочую техническую документацию. Отдельное подразделение занимается экипировкой и аксессуарами.
![Мотоцикл Triumph Speed Triple идеально подходит для стант-райдинга](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-52-158x240.jpg)
Фирменный экип – гордость «Триумфа». На дизайн новой модели требуется полтора года – лишь немногим меньше, чем на разработку мотоцикла. В результате на британском рынке одежда от «Триумф» по популярности соревнуется с Alpinestars, Dainese и HeinGericke. Растет доля экипировки, приобретаемой владельцами мотоциклов других марок. Производство экипа разбросано по всему миру. Часть производится в Великобритании, часть – в Европе, а часть – на Дальнем Востоке.
С коммерческой точки зрения 2005 год для «Триумфа» стал поистине «триумфальным». Мировые продажи выросли на 30%, внутренние – на 23%. 11.8% британского рынка мотоциклов уже принадлежит заводу в Хинкли. Громкие бренды BMW, Ducati и Aprilia, оказались давно позади, а внутренние продажи медленно, но верно подбираются к японским гигантам Kawasaki и Suzuki. В 2004 году только по Объединенному Королевству было продано, в общей сложности, пять тысяч пятьсот семь мотоциклов.
![Мотоцикл Triumph Rocket III](http://bikedemia.ru/wp-content/uploads/2013/02/TriumphFactory-12-320x213.jpg)
В чем же причина такого успеха, особенно на фоне кризиса британской экономики? Сотрудники «Триумфа» затруднились дать однозначный ответ, но чаще других звучали слова «качество», «характер», «шарм» и фраза «не так, как у других». Какой бы на самом деле ни оказалась эта причина, владельцы «Триумфов» наверняка оценят, что каждая деталь их любимцев хранит в себе тепло человеческих рук.
Антон Барсуков, фото автора и Triumph.
Великобритания, 2005г.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.