С Грейхэмом Хиксом, слепым и глухим пилотом и обладателем многочисленных рекордов (в т.ч. и Гиннеса) судьба свела меня на бале маньяков скорости в Santa Pod. В бешеном темпе гоночного дня спокойно поговорить так и не удалось. Успели только обменяться координатами и договорились связаться позже. Но впечатление от знакомства осталось сильное и захотелось рассказать об этом необычном человеке. Наконец, полгода спустя, встреча все-таки состоялась.
После двухчасового пути машина въехала на ухоженную улочку пригорода Питерборо. Найти дом Грейхэма оказалось легко, он был в самом конце небольшого тупика. Пока парковал машину, подъехал переводчик, и мы вместе направились к дому. Звоним (звонка не слышно). Минуты через две дверь открылась. Пола (переводчица) взяла руку невидящего хозяина и быстрыми прикосновениями сообщила, что мы прибыли. Грейхэм улыбнулся и пригласил в дом…
Детство.
С самого рождения жизнь Грейхэма была сложной. Роды вышли тяжелыми, произошла остановка дыхания, и ребенок чуть не погиб. К счастью, врачам удалось вернуть Грейхэма к жизни. Но до четырех лет никто не знал, что мальчик видел плохо. Когда врачи поставили диагноз (повреждение обоих оптических нервов), что-либо предпринимать было уже поздно.
В шесть лет Грейхэм заболел корью. Осложнения повлияли на слуховые нервы, и мальчик стал терять слух. Последний раз Грейхэм слышал человеческую речь в шестнадцать лет.
Однако все эти невзгоды не помешали Грейхэму успеть почувствовать вкус к езде на мотоциклах. Из-за юного возраста гонять по дорогам не получалось, и мальчишки катались по лугам, вызывая гнев и ворчание фермеров. «Старые хрычи», – добавил Грейхэм, улыбнувшись.
Квадры.
В 35 лет (в 1996м) резко начало ухудшаться зрение, появилась сильная близорукость и проблемы с чувством равновесия. Но за три года до этого Грейхэм успел познакомиться с квадрациклами, что впоследствии и оказалось решающим. В 1996 году куплен первый квадр Yamaha Warrior, а позже Грейхэм получил в распоряжение великолепный четырехколесник на базе «Honda Superblackbird». Именно на этом аппарате в Августе 2004 года на базе Королевских ВВС «Уиттеринг» (Wittering) он установил новый мировой рекорд скорости для квадрациклов.
“Я очень люблю ощущение скорости, пространства, сильного ускорения. Чертовски приятно управлять мощной машиной. Спорт помогает мне жить, это главное занятие моей жизни. Мне предлагали имплантировать искусственный слуховой аппарат («улитку»), но эти аппараты очень хрупкие и могут испортиться от влаги. Поэтому я решил не делать операцию, сделав выбор в пользу спорта. Поэтому многие считают меня сумасшедшим. Но если бы мне сказали, что существует операция, которая может хотя бы частично вернуть мне зрение, я бы решился на нее без колебаний».
Море.
Квадрациклы – не единственное увлечение Грейхэма: «Море огромное и не имеет границ. Поэтому я очень люблю гидроциклы». Одним из первых морских походов было плавание к островам «Isles Of Scilly», которые расположены в 40 милях от “Land’s End” («Край земли», юго-запад Англии). Экспедиция имела грандиозный успех. Многие телеканалы освещали этот поход. В результате Грейхэму удалось собрать в пользу благотворительной организации DeafBlind UK двадцать тысяч фунтов. “Но самое главное – этот поход доказал людям, что даже глухие и слепые люди способны на такие серьезные путешествия” – с гордостью подытожил Грейхэм.
Следующим летом (2001) состоялся еще один поход на гидроцикле. Это путешествие было гораздо более продолжительное. Организатором выступила сеть супермаркетов Sainsbury. Один из директоров организовал сбор денег в пользу людей с недостатками слуха и зрения. А чтобы привлечь внимание общественности, он прошел пешком от Лондона до Питерборо. Дойдя до Питерборо, он бросил вызов Грейхэму: пройти обратный путь до Лондона вместе и там получить чек на собранную сумму. На это Грейхэм ответил: – «Я пешком не пойду – это слишком скучно». Было решено ехать на квадре от Питерборо до Ханстэнтона (56 миль), а там пересесть на гидроцикл и пройти 215 миль вдоль восточного побережья и по Темзе. Первые два дня погода была ужасная. Море штормило. Гидроцикл проводил в воздухе больше времени, чем в воде. Но, в конце концов, цель была достигнута, и Грейхэм привез своей организации заветную помощь.
Следующее морское достижение Грейхэма – путешествие в Голландию и обратно (2003 год). «Были огромные волны. Наверное футов двадцать. А на обратном пути они увеличились до размера дома» – рассказывал Грейхэм. На протяжении всего 127-мильного пути гидроцикл то взлетал в воздух, то полностью уходил под воду. Одна из волн сорвала защитные очки со шлема Грейхэма: «Теперь они лежат где-то на дне океана. А оставшуюся часть пути я ощущал всю силу Северного моря своим незащищенным лицом». Перед путешествием было определено время (примерно 6 часов), в течение которого нужно было успеть дойти до цели. В случае успеха это время должно было стать новым мировым рекордом. Но море было настолько бурное, что, казалось, за намеченное время завершить путь не удастся. Когда
Грейхэм достиг отметки 25 миль от берега Англии, оставалось не более одного часа, чтобы достичь Голландии, и тут заглох двигатель. Напарник сказал, что добраться до берега вовремя скорее всего, не удастся. В ответ на это Грейхэм сказал, что назад пути нет и включил стартер. К счастью, двигатель завелся, и больше не глох. Идти слишком быстро было опасно из-за риска вылететь из седла и потерять драгоценные секунды. Еще до появления берега экипаж почувствовал, что первая половина пути близится к концу. Грейхэм дал полный газ, и гидроцикл рванул вперед, достигнув скорости 50 миль в час и оставив позади корабль сопровождения. Успешно завершив обратный путь, Грейхэм упал в воду обессиленный, но счастливый. Мировой рекорд удался, но от прежнего рекорда его отделяли всего пятнадцать секунд.
Работа и дом.
Спорт для Грейхэма – главное дело жизни. Но есть у него и полноценная работа. Грейхэм работает на благотворительную организацию Deafblind UK. «Работа занимает большую часть моего времени, поэтому кататься на гидроцикле и на квадре получается не так часто, как хотелось бы». Грейхэм организует различные акции в помощь слепым и глухим людям.
Свободное от работы время он любит проводить с немногими друзьями. «Друзей в наше время находить очень трудно, особенно таким людям, как я. Но я прикладываю большие усилия, чтобы это изменить. Довольно часто хожу в рестораны, пабы, дискотеки и ночные клубы». «В настоящее время я не женат» – добавил Грейхэм не без намека. «Ищу девушку, которая разделила бы со мной мой интерес к спорту». И, видимо, чтобы не пугать девушек, добавил: – «Большинство домашней работы я делаю самостоятельно».
Язык.
Отдельного описания заслуживает язык, на котором Грейхэм общается с другими людьми и со своими пассажирами. Ведь именно они исполняют роль глаз и ушей пилота во время движения. Собственно, языков несколько.
Пассажир сообщает Грейхэму направление движения и передает указания «газ-тормоз» с помощью прикосновений. Похлопывание по правому боку обозначает поворот вправо, а по левому – влево. Одновременное похлопывание по обоим бокам – команда тормозить. Если пассажир сжимает пилота коленками, то это означает прибавить газу. Примерно как на лошади. «Но обычно меня не приходится подгонять» – добавил Грейхэм, улыбаясь. Существует много вариаций этих сигналов, позволяющих передавать степень воздействия на органы управления.
Второй язык используется при обычном общении, и достаточно прост. Надо писать слова по буквам (используются большие буквы латинского алфавита) на ладони Грейхэма собственным пальцем, и при этом придерживаться нескольких простых правил. В этом языке есть и сокращения. Например, чтобы сказать «ДА», достаточно два раза постучать двумя пальцами по ладони. Если нужно сказать «НЕТ», следует потереть ладонь, как будто стирая написанное.
Третья разновидность языка похожа на вторую, но каждой букве соответствует не ее печатное написание, а определенная комбинация прикосновений к ладони, что позволяет общаться быстрее.
Пассажиры.
Пассажиры Грейхэма – это его глаза и уши. Что же думают «вторые номера» о своем необычном пилоте? «Многие поначалу пугаются, но потом езда со мной им начинает нравиться», – сказал Грейхэм. «Но есть и такие, которым начинает нравиться сразу. У меня даже есть несколько постоянных пассажиров. Например, мой коллега Роберт, или констебль полиции Брайан Шэрман. А вообще, разброс мнений очень широк: от «Здорово» до «Очень страшно». В прошлом году один из пассажиров Грейхэма стал причиной серьезной аварии. Неопытная девушка отважилась выступить в роли «глаз» и «ушей» слепого пилота, но когда квадр набрал скорость, она оцепенела от ужаса и прекратила подавать сигналы. Через несколько секунд квадр на полной скорости влетел в канаву и перевернулся. К счастью, ни пилот, ни пассажир сильно не пострадали – спасла экипировка.
Рабочий кабинет.
Закончив с беседой, Грейхэм приглашает осмотреть его рабочий кабинет. На книжных полках – большое количество книг, но все они – без названия. На рабочем столе – необычный компьютер. Вдобавок к монитору, которым, пользуются зрячие, к компьютеру подключено еще одно устройство – эквивалент монитора для слепых. Информация выводится с помощью шрифта Брайля, который специально создан для слепых людей. Демонстрируя работу «брайлевского» монитора, Грейхэм прочел нам последние новости из Интернета. Кроме специализированного компьютера на столе еще несколько необычных устройств.
Одно из них – заменитель мобильного телефона. Разговаривать по нему нельзя, а вот послать и получить SMS-сообщение с использованием всё той же «брайлевской» технологии можно. И последнее устройство – портативная записная книжка, работающая по технологии Брайля. В дополнение к этим трем устройствам Грейхэму помогает специальный пейджер, который сообщает о приходе новых SMS-сообщений, электронной почте и звонках в дверь.
Гараж.
После кабинета – осмотр «священного» для Грейхэма места – гаража. Там стоят квадрацикл и гидроцикл, на которых Грейхэм совершает свои подвиги. Напомню: «квадров» у Грейхэма два. Polaris – личный. Он и красовался в гараже. Другой – на базе «Супердрозда» – принадлежит Deafblind UK. Этот квадр примечателен тем, что именно на нем был поставлен рекорд скорости, а разрабатывать его помогала команда F1 Jordan.
Планы.
В завершение визита Грейхэм коротко рассказал о своих планах. Самое грандиозное предприятие, запланированное на 2005 год – обойти Англию на гидроцикле. Протяженность морского похода – около двух тысяч миль. Еще Грейхэм планирует попытаться установить новый рекорд скорости для квадрациклов, для чего ему потребуется развить скорость более 130 миль в час.
Герой.
Многие считают, что в наше время человек «мельчает», становится слабее и «серее». Но, к счастью, еще встречается и другая порода людей. Грейхэм Хикс – один из них. Будучи лишенным двух самых важных в жизни чувств, он не только не впал в отчаяние, не только не сдался и не смирился, но и нашел в себе силы добиться побед, которым позавидует даже здоровый человек. Одно лишь вызывает сожаление – не хватает хороших друзей. Найти их я и пожелал Грейхэму на прощанье. Остального он уже добился сам.
© Антон Барсуков, фото DeafBlind UK и автора.
Великобритания, 2005г.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.