Нам с вами повезло: семнадцать раз за последний сезон мы имели удовольствие наблюдать самое настоящее чудо. Идеальный стиль езды, потрясающая физическая и психическая выносливость, способность чувствовать свой мотоцикл на порядок лучше ближайших соперников, компьютерная точность в общении с механиками – все эти свойства присущи лишь одному гонщику в паддоке MotoGP. Шутник, весельчак и затейник, воин в душе и на треке, отпетый хулиган в детстве, самый высокооплачиваемый мотогонщик в мире, семикратный чемпион этого самого мира и просто чертовски талантливый засранец… Валентино Росси.
В успех провести персональное интервью с Валентино верилось с трудом. Неоднократно обжигавшийся на подлых уловках прессы, Росси в последние годы стал ограничиваться официальными пресс-конференциями и не особенно охотно соглашался на разговор лицом к лицу. «Общение со СМИ подобно допросу в полиции, – как-то проговорился Валентино. – Любые твои слова могут быть использованы против тебя самого».
На этапе в Донингтон-парке удалось выйти с просьбой о персональном интервью на пресс-секретаря Росси. Оказывается, интервью со звездой расписаны на многие месяцы вперед. Однако русского журналиста в очередь записали.
Когда надежда на встречу почти растаяла, по электронной почте неожиданно пришло подтверждение: встреча возможно состоится 21 или 22 октября, на шестнадцатом этапе MotoGP (Гран-При Стамбула). Выпрыгнув из-за компьютера, ваш покорный слуга исполнил страстный танец, которому позавидовали бы охотники из Масаи-Мара, а родственники, ставшие свидетелями ритмично-эротичной шаманской пляски, умолкли на полуслове и многозначительно переглянулись…
Незадолго до вылета в Турцию пришла мысль: ехать с пустыми руками неприлично. Нужен сувенир. Но что же подарить тому, кто зарабатывает 35 000 000 долларов в год? Перебрав список выставленных на продажу островов в Тихом океане, ничего достойного подыскать не удалось. И тут осенило: подарить чемпиону матрешку – необычную! Несмотря на ужатые гидравлическим прессом сроки, матрешку удалось изготовить ко дню вылета (автор выражает нечеловеческую благодарность Наталье Яковенко и Андрею Литвинцеву из мотоклуба «Ворон» за титаническую работу над матрешкой 24 часа в сутки). Вооруженный матрешкой и вопросами, в среду 19-го октября 2005 года я прилетел в Стамбул.
Не позволив себе насладиться благами челночно-вещевого рая, каковым является турецкая столица для россиян, выдвинулся на трек. Не стану описывать дорожные приключения на 66-километровом пути к «Истанбул-Парку», скажу лишь, что турецкие водители автобусов шокируют незнанием дорог и неумением читать дорожные указатели, в связи с чем путь к треку каждый день открывал фанатам MotoGP новые уголки загадочной восточной страны, одновременно располагающейся и в Европе, и в Азии.
Еще издалека «Истанбул-Парк» поразил воображение своими размерами и архитектурой. Даже не заглядывая в пресс-релиз, можно смело сказать, что в это сооружение вбухали грандиозные деньги. Переплюнули ли турки китайцев по затратам сказать трудно, но факт, что отбойники сделаны из абсолютно новых автомобильных покрышек, говорит сам за себя: здесь особо не экономили.
Разыскать пресс-секретаря команды Yamaha оказалось просто, но стопроцентной уверенности в том, что интервью состоится, он не дал. Договорились встретиться после вечерней практики. Однако в назначенное время Валентино оказался очень занят. К счастью секретарь не убил надежду на корню и все же предложил через час подняться в приемную команды.
Время пролетело нервно-быстро. Вхожу в помещение, где в ожидании толпятся разношерстные журналисты из самых разных уголков земли. Увидев меня, пресс-секретать объяснила: произошла непредвиденная задержка, поэтому график интервью скомкался. Придется ждать. Передо мной с интервалом в 15-20 минут к чемпиону зашли два или три журналиста. Наконец, моя очередь. Перед входом – краткий инструктаж. Самому фотографировать нельзя, записывать на диктофон можно. На все интервью – десять минут.
Кроме меня в помещении девушка – личный секретарь Доктора. Появился Росси, довольный, улыбающийся, уверенный в себе. Следует рукопожатие.
– Прежде, чем начнется разговор, хотел бы сделать вам подарок (я достал из рюкзака эксклюзивную матрешку с номером 46).
– О, матриошька! Да ведь это я!!! Bellissimo, mamma-mia!!! (Не в состоянии выразить свои эмоции на английском, Валентино перешел на итальянский.)
– Ее изготовили в единственном экземпляре специально для Вас!
– Большое спасибо! Передайте мою благодарность авторам матрешки!
– С вашего разрешения я перейду к вопросам. В этом году Вы доказали, что в мотогонках уровень пилота более важен, чем техника. Что же именно помогло Вам выиграть чемпионат с таким отрывом от соперников?
– Вы абсолютно правы: пилот важнее «железа». Важны и стиль езды, и психологический подход, и воля к победе, и постоянная работа по доводке мотоцикла, устранение его недостатков и использование его достоинств… И конечно, отличная работа команды.
– Как много значит для результата стиль езды?
– В двух словах – пилот должен слиться, стать единым целым со своим мотоциклом, чтобы возникли очень близкие, дружественные отношения – тогда можно победить. Если же по стилю видно, что между гонщиком и мотоциклом остается дистанция, значит, есть и недоверие, недопонимание.
– На вашем шлеме надпись: «Tribu del Chihuahua». Что она означает?
– Chihuahua (Чихуахуа) – название одного из племен индейцев, а еще так называется порода собак. В детстве мы с друзьями так себя называли – в честь этого очень сильного племени. Надпись «Tribu del Chihuahua» – дань уважения моим друзьям детства.
– Валентино, уже долгое время ходят слухи, что Вы задумываетесь о переходе в F1. Насколько серьезны эти Ваши намерения?
– Формула-1 у меня на втором месте после мотоциклов. Но в ближайшее время бросать мотоциклы не собираюсь. А там увидим.
– Вам довелось протестировать болид F1. Как впечатления?
– Машина потрясающая! По сравнению с мотоциклом у F1 просто невероятное торможение. (Абсолютно потрясающее – добавляет Валентино после небольшой паузы, как бы заново переживая свой опыт.) И огромная скорость в поворотах. Но в мотоциклах гораздо больше эмоций и души. В мотогонках роль пилота более значима, чем в F1. Вот это для меня лично делает мотогонки гораздо более интересными.
– За прошедшие два года Вы и Джерри Бёрджес превратили Yamaha M1 из слабого мотоцикла в лидера. Расскажите, пожалуйста, как усовершенствовали мотоцикл.
– Верно, одна из причин успеха в сезоне 2005 – работа над мотоциклом с Джерри Бёрджесом. Когда я принял M1 в начале 2004 года, аппарат был очень плох. Он уступал Honda практически по всем показателям – мощности, стабильности, управляемости. Характер двигателя был гораздо «злее», что делало его еще более трудноуправляемым, перегружало резину. В результате работы в 2004 и 2005 годах мотоцикл стал более «дружелюбным» (после внедрения эффекта «Большого Взрыва»), мотор практически догнал по мощности Honda RC211V, но при этом не потерял своих сильных сторон – проворности в поворотах (благодаря геометрии шасси и коленвалу, вращающемуся в обратном направлении) и аэродинамики. Гоняться на обновленном М1 стало гораздо легче. Могу с ответственностью заявить: Yamaha M1 теперь не уступает Хонде RC211.
– Я наслышан о том, что вы разговариваете со своим мотоциклом. Как? И о чем?
– Это правда. Я часто с ним общаюсь, и именно на обычном человеческом языке. Перед каждой гонкой сажусь рядом с ним на корточках и прошу не подвести, быть быстрым и послушным. Если побеждаю, то хвалю его. Если финиширую не первым, то спрашиваю, за что он меня наказывает…
– И что, мотоцикл с Вами тоже общается?
– Конечно, по его поведению я могу догадаться о его настроении и знаю, как пройдет гонка.
– Вам наверняка довелось испытывать все современные «литровые» спортбайки: Yamaha R1, Honda Fireblade, Kawasaki ZX-10R и Suzuki GSX-R1000. Какой из них, по вашему мнению, наиболее совершенный?
– Много раз ездил на Yamaha, Honda и Kawasaki, но на новом GSX-R1000 пока не довелось. Все потрясающие, все нравятся! В последнее время чаще езжу на Yamaha R1. Мотоцикл очень сбалансированный, для простой дорожной машины его мощность огромна!
– Можете ли сказать, что эти мотоциклы способны приносить удовольствие, сравнимое с тем, что приносит М1?
– Без сомнения! Современные «литровые» спортбайки совершенны. Но разница в ощущениях между дорожным спортбайком и мотоциклом GP все же огромна. У прототипов MotoGP масса ощутимо меньше, совершеннее резина и острее геометрия, а значит и управляемость.
– Что творится в вашей голове во время гонки?
– Я очень сосредоточен. Нужно постоянно держать в голове огромное количество информации: анализировать точки торможения, продумывать близящийся и часто следующий за ним повороты, следить за состоянием резины и вовремя менять настройки двигателя, если она начинает “уставать”. Кроме этого нужно «ловить» информацию с пит-бордов, контролировать обстановку вокруг себя.
– А бывает, что на каком-то этапе гонки мысли “улетают в другие края”?
– Никогда!
– Что скажете о новом турецком треке?
– Он совсем неплох, напоминает Шанхайский. Но вместе с тем и очень сложен. Из-за обилия поворотов и перепадов высот его довольно трудно «выучить», особенно точки торможения (именно из-за этой сложности в день свободной практики Росси дважды уезжал в гравий). Сцепление с асфальтом неплохое, но и не фантастическое. Из-за того, что трасса объединяет в себе очень быстрые повороты и медленные «шпильки», очень трудно найти компромиссные настройки, особенно передней подвески. Это острее всего проявляется в зонах торможения, где асфальт, как оказалось, уже серьезно поврежден болидами F1.
– Вы когда-нибудь бывали в России?
– Нет, не довелось, но увидеть эту страну было бы очень интересно. По слухам, у Вас собираются строить трек. Как построят, так и приеду!
– Какой представляете себе Россию?
– Такой же, как и многие иностранцы: у вас очень холодно! Я понимаю, что это стереотип, и хотел бы увидеть ее своими глазами.
– Валентино, что вас интересует кроме мотогонок?
– Очень люблю F1, ралли, футбол, девушек (Валентино хитро улыбнулся). У человека должно быть много разных интересов.
В этот момент пресс-секретарь вежливо дала понять, что время интервью истекло. Тепло попрощавшись и обняв матрешек, семикратный чемпион мира покинул комнату.
Современные мотогонки, и чемпионат MotoGP в том числе, давно превратились из разряда технического искусства и удела храбрых в точную науку, где абсолютно все можно измерить, просчитать и спрогнозировать. Современные рейсеры высшего класса – вовсе не безбашенные сорвиголовы, какими были гонщики 10-20 лет назад. Их риск теперь полностью просчитан и случается строго по расписанию. Главная цель риска – победить. Таких – большинство.
Но есть и исключения. Главное исключение – Валентино Росси. Он гоняется не только ради того, чтобы подниматься на вершину подиума (хотя победы ему вовсе не чужды), а потому, что мотогонки – состояние его души. Никто другой не умеет так щедро делится своей радостью с публикой, устраивая в ознаменование своих побед шоу радости. Один из журналистов как-то спросил у нашего героя: не кажется ли ему, что когда постоянно побеждает один и тот же пилот, зрителям становится скучновато. Валентино ответил коротко: «Мне побеждать абсолютно не скучно».
А мы с вами прекрасно понимаем: пока побеждает этот неугомонный, пока в его глазах пляшут черти, MotoGP не грозит стать неинтересным. Точка.
Антон Барсуков, фото автора.
Турция, «Истанбул-парк», 2005г.
Пожалуйста авторизуйтесь
You need to be logged in to upload Media or to create Album.
Кликнуть ЗДЕСЬдля входа.
Галерея Медиафайлов
Медиафайлы не найдены.